Богословие еды и вкуса

Богословие еды и вкуса

Подзаголовок последнего, предрождественского номера журнала «Женщины, Церковь, мир», выходящего в виде приложения к ватиканской ежедневной газете, — «Вкус». Он посвящен еде и застолью – во всех измерениях, в том числе библейском. Краткий обзор материалов этого номера предлагает Ольга Сакун.


Стефания Джаннотти в своей статье размышляет о том, что мы «готовим, сервируем и едим для того, чтобы завязать отношения с другим человеком». «Питание – это узы, — утверждает автор. – Это узы между телами, о чем свидетельствует опыт новорожденного, получающего молоко, и матери, которая дает ему молоко».

Богословский взгляд на еду предлагает салезианский психолог Амедео Ченчини в публикации «Вкусить Бога». Он подчеркивает, что «без органов чувств вера превращается в рассуждение о Боге, а с помощью чувств – опытом Бога». Вера вовлекает всю жизнь человека, в том числе и органы вкуса, все, что связано с питанием. Это касается как основных инстинктов (голода, жажды), так и духовности, поскольку вкушать можно и Самого Бога. «Более того, — поясняет священник, — пока мы не достигаем способности и свободы, чтобы вкушать Бога, вера остается бедной и поверхностной». Сам Иисус использует метафору еды, говоря о Своих отношениях с Отцом: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Ин 4,34).

Энцо Бьянки, основатель монастыря Бозе, на страницах журнала предлагает интересный рождественский рецепт: равиоли с начинкой из трех видов мяса. «С помощью духовных чувств, — пишет он в статье «Мудрость как упражнение вкуса», — мы вкушаем Божественную жизнь, которая вторгается в нашу жизнь, делая нас телом и кровью Господа Иисуса: какой необычный духовный метаболизм!».

Читательницам журнала предлагается рецензия на фильм «Пир Бабетты»: в нем речь идет о двух сестрах, дочерях пастора, жизнь которых основана на четырех столпах: служить, принимать, молиться и любить. Они служат бедным, предлагая им пищу и слово. Среди других интересных персонажей в маленькую общину прибывает Бабетт. Она выигрывает в лотерею большую сумму и тратит ее на прощальный пир. Этот фильм «учит наслаждаться вкусом жизни и Божьего спасения», — пишет автор рецензии Катрин Обен, завершая статью цитатой из пророка Исайи: «Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком» (Ис 55,2).

Маргерита Пелайя рассказывает об истории знаменитой «запеканки Бонифация VIII», изобретенной в городе Ананьи, связанном с именем этого Папы. Владелец старинного трактира Винченцо придумал рецепт запеканки во второй половине XIX столетия, а в наши дни благодаря интернету это блюдо стало бестселлером мировой гастрономии, предметом диссертаций и многочисленных публикаций. Однако предлагаемые рецепты весьма разнообразны, что побудило правнука и тезку того самого Винченцо защитить это популярное имя и авторские права. Теперь «запеканкой Бонифация VIII» может называться блюдо, которое готовят исключительно в трактире Винченцо.

Две статьи журнала посвящены межрелигиозному аспекту еды. Анна Фоа рассказывает трогательную историю поваренной книги, созданной узниками концлагеря Терезиенштадт: даже в самых экстремальных ситуациях, когда люди умирали от голода, их мысли возвращались к прошлому, к застольям и рецептам. В концлагере женщины, как в мирное время, обменивались рецептами, а мужчины вспоминали вкус и запах любимых праздничных блюд. Поваренная книга из Терезиенштадта сохранилась чудом. Помимо рецептов, в ней можно найти волю к сопротивлению, надежду на будущее, жажду спасения. Интересно, что, хотя она была написана евреями, не все блюда в ней кошерные, что свидетельствует об интенсивном общении евреев и чехов, находившихся в застенках.


Источник: Vatican News

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна