Знаменитая «Черная Мадонна» в ходе реставрации Шартрского собора стала белой

Знаменитая «Черная Мадонна» в ходе реставрации Шартрского собора стала белой

Шартрский собор во Франции, считающийся шедевром французской готики, после десятилетней реставрации лишился почитаемой святыни — «Черной Мадонны»: образ стал светлым. Это вызвало недовольство верующих, сообщает The New York Times.

Деревянная скульптура XVI века изображает Деву Марию с младенцем в образе Царя и Царицы небесных. Они были черного цвета, верующие поклонялись этой святыне более 500 лет. По мнению специалистов, черными образы были не всегда, поэтому реставраторы очистили их от копоти и грязи. Однако посетителям собора это не понравилось, и они раскритиковали действия ученых.

В процессе реставрации побелела не только , но и стены готического храма. Жители Шартра и паломники стали оставлять в книге посетителей записи, в которых работу реставраторов называли кичем и безвкусицей. Собор, по мнению некоторых возмущенных католиков, теперь выглядит как новодел.

Реставраторы возмущены такой «оценкой» их работы и заявляют, что вернули собору и его убранству первозданный вид: очистили от копоти свечей и каминов, а также от многовековой грязи. «Черная Мадонна» изначально была белой, и это было установлено перед реставрацией.

Историк искусства средних веков, профессор Гарварда Джефри Хамбургер (Jeffrey F. Hamburger), рассказал The New York Times, что «нет никаких оснований испытывать ностальгию по грязи». «Ассоциирование средневековых соборов с темным, мрачным местом — это фундаментальное заблуждение. Это не храмы меланхолии», — приводит издание его слова.

Реставраторы также очистили большую часть витражей, включенных в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Но несколько из них оставили грязными — чтобы посетители могли увидеть контраст.

Реставрация собора продолжалась десять лет и стала наиболее существенной реконструкцией со времени его строительства между 1194—1225 гг. За прошедшие 800 лет внутреннее убранство здания изменилось до неузнаваемости. Целью реставрации была не только очистка собора от грязи и копоти, но и желание воссоздать его первоначальный облик, интерьер XIII века. А он был задуман таким образом, чтобы верующие могли видеть в нем «рай на земле».

Реставрация Шартрского собора поставила дискуссионный вопрос о том, насколько далеко она должна простираться, о ее границах и о сочетании представлений о памятниках культуры и исторической правды.


Собор в Шартре. Шедевр готической архитектуры

На месте современного Шартрского собора издавна стояли церкви. С 876 года в Шартре хранится святая плащаница Девы Марии. Вместо первого кафедрального собора, сгоревшего в 1020 году, был возведен романский собор с огромной криптой. Он пережил пожар 1134 года, разрушивший практически весь город, но сильно пострадал во время пожара 1194 года. От этого пожара, занявшегося от удара молнии, уцелели только башни с западным фасадом и крипта. Чудесное спасение от огня священной плащаницы было сочтено знамением свыше и послужило поводом для строительства нового, еще более грандиозного, здания.

Возведение нового собора началось в том же 1194 году на пожертвования, стекавшиеся в Шартр со всей Франции. Городские жители добровольно доставляли камень из окрестных каменоломен. За основу взяли проект предыдущего сооружения, в который вписали сохранившиеся части старого здания. Основные работы, включавшие в себя строительство главного нефа, завершили в 1220 году. Освящение собора состоялось 24 октября 1260 года в присутствии короля Людовика IX и членов королевской семьи.

Шартрский собор сохранился с конца XIII века до наших дней практически нетронутым. Он избежал разрушений и ограбления, не реставрировался и не перестраивался.

В Шартрском соборе хорошо сохранились средневековые витражи, в том числе и окно-роза. Общая площадь остекления в соборе — 2044 кв. м. В витражах этого периода преобладают глубокие синий и красные цвета, а светлые оттенки встречаются редко.


«Черная Мадонна»

«Черной Мадонной» в католическом религиозном искусстве и почитании обозначается картина или статуя, изображающая Деву Марию с ликом крайне темного оттенка. Для такого исполнения может использоваться как черная краска, так и различные виды черного дерева или камня. Наиболее известный пример — Ченстоховская икона Божией Матери, которую в просторечии и называют «Черной Мадонной».

Ранее высказывались предположение, что темный цвет лица и рук на некоторых средневековых изображениях Девы Марии вызван случайными причинами — например, возрастом статуй и картин либо длительным воздействием чада горящих свечей. Однако в последнее время у искусствоведов сложилось мнение, что такой цвет кожи Богородицы был выбран художниками умышленно; на это, в частности, указывает тот факт, что черный цвет покрывает лишь участки кожи, но не одежды либо предметы второго плана.

Наиболее ранние изображения «Черной Мадонны» — это из дерева (реже — из камня), созданные в романский культурный период. Появление их в совершенно определенное время в значительном количестве в самых отдаленных друг от друга уголках Европы пока не нашло научного объяснения. Одной из гипотез является следующая: «Черные Мадонны» появились в Европе (в частности, во Франции) во время Крестовых походов и были завезены из стран Ближнего Востока. Большую роль в этом сыграли рыцари — тамплиеры. Все эти статуи были созданы до XIII столетия и обладают рядом общих внешних примет: высота около 70 см, прямо сидящие, прямой взгляд больших глаз, устремленный вдаль. Руки или пальцы — чрезмерно длинны. На коленях они держат также глядящего вдаль младенца. Лицо у младенца не детское, а взрослого мужчины.

В более поздний период (барокко) «Черная Мадонна» изображается, как правило, стоя. Многие из древних изображений были уничтожены во время потрясавших Европу религиозных войн и последовавших за ними революций. В настоящее время культ Черной Мадонны весьма распространен в центральной и южной Франции (здесь они наиболее изучены), на западе и юго-западе Германии, в Испании и Италии.

 

Источник: Rublev.com

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна