Заключительный день визита Бенедикта XVI на Кипр: призыв к единству и примирению

Кульминацией визита Бенедикта XVI на Кипр стала воскресная Месса, отслуженная им в столичном спортивном комплексе «Элефтерия». На ней, кроме католиков-киприотов, присутствовали делегации Ближневосточных Церквей, паломники из Филиппин, Шри Ланки и других стран. Месса в Никосии проходила с использованием шести языков и включала азиатский и африканский музыкальный элементы, отражая тем самым богатство культурных традиций средиземноморского региона. Гостем богослужения был и глава Кипрской Православной Церкви Хризостом II.
Поскольку католики Кипра (как и многих других стран) отмечали 6 июня праздник Пресвятых Тела и Крови Христовых, в своей проповеди развивал тему «Божия Тела». Он начал с анализа термина «Corpus Christi». «В церковной традиции, — сказал Папа, — этот термин используется для обозначения трех различных вещей: физического тела Иисуса, рожденного от Марии Девы; Его Евхаристического тела, Хлеба небесного, который мы вкушаем в Святом Причастии; и, наконец, Его экклезиального Тела или Церкви. Рассматривая эти различающиеся аспекты понятия “Corpus Christi”, мы приходим к более глубокому пониманию тайны общения, связывающей всех тех, кто принадлежит к Церкви. Святой Дух собирает воедино всех принимающих Тело и Кровь Христа, как об этом говорит II Евхаристическая молитва».
Ссылаясь на св. Августина, Бенедикт XVI сравнил процесс созидания Церкви с процессом выпечки хлеба, складывающегося из многих зерен. «Прежде, чем стать хлебом, — отметил Святой Отец, — зерна должны быть перемолоты. Так и любому из нас, тех, кто принадлежит к Церкви, должно выйти из замкнутого мирка своей индивидуальности и войти в общество других людей, делящих с нами Небесный хлеб. Поэтому мы и взываем ежедневно “Отче наш”, и молимся о нашем хлебе насущном. Снести ограды, отделяющие нас от наших ближних, – это предварительное условие вхождения в жизнь Божию, к которому мы призваны. Нам необходимо освободиться от всего, что нас удерживает и изолирует: от страха и недоверия, алчности и эгоизма, нежелания стать уязвимыми, открывшись любви».
В заключение понтифик подчеркнул, что единство Церкви – это дар Самого Иисуса и действующего в нас Духа Святого, и призвал христиан Ближнего Востока к единству и общему свидетельству. Чтобы оно стало возможным, необходимо подняться над различиями и нести весть примирения и взаимопонимания в зоны конфликтов. Христиане призваны возвещать миру Благую Весть надежды. Они также призваны делиться земными благами с теми, кто нуждается, кому в этой жизни повезло меньше, чем нам. Верующим необходимо миссионерское мужество, чтобы неустанно провозглашать смерть и Воскресение Христа, доколе Он придет, — подвел итог Бенедикт XVI.

Сразу же после завершения Мессы Папа торжественным образом вручил ближневосточным епископам Рабочий документ, который должен лечь в основу дискуссий на заседаниях Синода Епископов, который пройдет в Риме в октябре и будет посвящен ситуации на Ближнем Востоке.
Текст документа содержит своеобразное «кредо» ближневосточных Католических Церквей, происходящих от древней Иерусалимской общины, имеющих славную историю, а ныне призванных свидетельствовать людям XXI века. В документе упомянуто и о тяжелых условиях, в которых находятся разрозненные христианские общины в окружении мусульманского большинства. Наиболее жгучими проблемами названы израильская оккупация палестинских территорий и положение в Ираке. Авторы документа призывают верующих христиан преодолеть «ментальность гетто», вступить в диалог с исповедниками других религий, поддерживать светский характер государства в здоровых пределах, бороться за равные права всех граждан.
Что касается рекомендаций, касающихся внутрицерковной жизни, то документ говорит о необходимости более прочного церковного единства, сотрудничества духовенства и мирян, воспитания в вере молодого поколения, литургического обновления, включая и унификацию календаря, особенно относительно празднования Пасхи и Рождества. Авторы документа напоминают его адресатам, что христиане призваны стать закваской мира и единства, в том числе и в общественно-политической жизни. Для этого необходимо отказаться от предубеждений, которые и являются предпосылкой международного терроризма. Необходимо также противостоять секуляризации, которая подрывает веру и традиционные семейные устои.

В своем слове перед вручением документа Бенедикт XVI поблагодарил его авторов за плодотворную работу и особым образом отметил вклад, внесенный в его разработку епископом Луиджи Падовезе. Напомним, что епископ Падовезе был убит в Турции 3 июня с.г., как раз накануне Папского визита. Он также должен был находиться в зале спортивного центра, среди других ближневосточных епископов, но смерть настигла его за несколько часов до вылета на Кипр.
Папа прояснил цели созыва Синода по Ближнему Востоку: способствовать более тесному общению между католическими Поместными Церквами этого региона; продемонстрировать свою солидарность с гонимыми и страждущими; подчеркнуть важность присутствия христиан на территориях, на которых разворачивались библейские события, жили патриархи и пророки, апостолы и мученики, и где имело место библейское Откровение; засвидетельствовать желание христиан жить в мире с мусульманами и иудеями.
Понтифик не умолчал и о судьбе преследуемых христиан ближневосточного региона: «Я молюсь, чтобы уполномоченное Собрание обратило внимание международного сообщества на тяжелую ситуацию тех христиан Ближнего Востока, которые страдают за веру, дабы было найдено справедливое и долговременное разрешение столь острых конфликтов. Касаясь этой болезненной темы, я вновь обращаюсь к международному сообществу и прошу немедленно предпринять совместные шаги для ослабления напряженности на Ближнем Востоке, особенно в Святой Земле, пока там не произошло еще большего кровопролития».

Спортивный комплекс «Элефтерия», где была отслужена Месса и прошла церемония вручения Рабочего документа, вмещает около 7 тыс. человек. В этот день он был заполнен до отказа. Еще две тысячи человек, не попавших внутрь, расположились около здания и отсюда следили за происходящим. С другой стороны, около сотни граждан, вероятно из числа православных антиэкуменистов, развернули баннеры, в которых нападкам подвергались как Папский визит, так и сама особа понтифика.

Продолжая свой визит на остров, Бенедикт XVI после обеда в нунциатуре с членами совета Генерального Секретариата Синода Епископов отправился в маронитский Кафедральный собор Матери Божией Милостивой. Это – относительно новый храм, он был освящен в 1960 г. В соборе Папу приветствовал маронитский архиепископ Кипра Юссеф Суейф. «Ты прибыл с апостольским визитом в апостольскую страну», — сказал он. В ходе короткого богослужения была прочитана древнейшая маронитская молитва, в которой поминаются Римский Папа, Антиохийский Патриарх и глава самой этой общины. Архиепископ Суейф говорил о трудной ситуации ближневосточных христиан-маронитов: маронитская община на Кипре считает своим долгом дать приют единоверцам, вынужденным эмигрировать из Ливана и других государств этого региона.
О полной испытаний истории кипрских маронитов говорил и Папа Бенедикт XVI. Марониты – главным образом беженцы и жертвы гонений – начали прибывать на Кипр с VIII столетия. Когда в XVI веке островом овладели турки, они первым делом вырезали 30 тыс. маронитов. Преследования продолжались и позднее. К концу XIX века, когда Кипр перешел к Англии, местная маронитская община насчитывала лишь 1300 человек. Очередным ударом по ней стало турецкое вторжение 1974 г. Многие маронитские деревни на севере острова были полностью выселены, а их храмы и другие памятники культуры сравнены с землей.
«Посещая ваш Кафедральный собор, — сказал понтифик, — я совершаю духовное паломничество во все маронитские церкви острова. Будьте уверены, что я своей духовной заботой охватываю всех верных вашей древнейшей общины. Марониты приезжали на эти берега в разное время и претерпели много невзгод, храня верность своему специфическому христианскому наследию. Их вера была очищена как золото в огне, и они остались верны заветам отцов. И это наследие ныне вверено вам, дорогие марониты Кипра! Я призываю вас хранить сей бесценный дар!»
Здесь же, в маронитском Кафедральном соборе, Папа встретился с организаторами его визита – представителями правительства и церковных организаций – и поблагодарил их за проделанную работу.

Затем Бенедикт XVI выехал в международный аэропорт города Ларнаки, чтобы отправиться в обратный путь в Рим. Президент Кипра Димитрис Христофиас на прощанье поблагодарил понтифика за поддержку усилий по мирному объединению страны и за высокую оценку ее христианского культурного наследия, «которое продолжает уничтожаться на территориях, оккупированных турецкой армией».
Святой Отец поблагодарил Бога за возможность встретиться с католической общественностью Кипра и руководителями прочих христианских общин страны, особенно же – с Его Блаженством Архиепископом Хризостомом II и другими иерархами Православной Церкви. «Я надеюсь, что мой визит будет рассматриваться как очередной шаг на том пути, который отворили нам своим братским объятием в Иерусалиме покойный Патриарх Афинагор и мой досточтимый предшественник Павел VI», — сказал Бенедикт XVI. Он призвал всех христиан следовать тем же путем экуменического сотрудничества, а также выразил надежду, что христиане и мусульмане вступят в диалог в поисках примирения и согласия. Тем самым Кипр сможет стать примером возможности такого диалога для других стран.
«Эти дни я жил в Апостольской нунциатуре, — сказал Бенедикт XVI, — расположенной в буферной полосе, контролируемой ООН, и, таким образом, собственными глазами видел достойное сожаления разделение страны. Я отдаю себе отчет в том, что часть культурного наследия, имеющего значение для всего человечества, безвозвратно утрачена. Я выслушал свидетельства беженцев с севера острова, которые хотели бы вернуться в свои дома и храмы. Их истории меня глубоко тронули. Я убежден, что истина и примирение, в сочетании с взаимным уважением, – это единственное, что может гарантировать будущее страны в мире и единстве, а также стабильность и благополучие для ее граждан. Много полезного было сделано в этом отношении в последние годы, благодаря реальному диалогу, но еще больше предстоит сделать, чтобы преодолеть существующий раскол. Я хочу призвать господина Президента и его сограждан к кропотливому труду совместно с вашими соседями в целях обеспечения лучшего, более надежного будущего для ваших детей. В этих усилиях вы можете рассчитывать на мою молитву о мире на всей территории Кипра».

Каковы же результаты визита Бенедикта XVI на Кипр?
Многие комментаторы отмечают, что, помимо несомненного желания Римского Первосвященника продемонстрировать свою солидарность с христианами Ближнего Востока, ныне переживающими крайне трудный момент своей истории, паломничество на Кипр следует рассматривать в гораздо более широкой перспективе. Речь идет и об интенсификации экуменического диалога с Православием, и о попытках углубить диалог с миром ислама. От внимания наблюдателей не ускользнуло то обстоятельство, что далеко не всё в этом отношении прошло гладко. Так пять членов Святейшего Синода Кипрской Православной Церкви откровенно бойкотировали Папский визит (их не было ни на экуменических мероприятиях, ни на торжественном обеде, данном архиепископом Хризостомом II в честь высокого гостя), а запланированная первоначально встреча Бенедикта XVI с главой мусульманской общины острова (турецкой его части) так и не состоялась. Однако в целом, по крайней мере в том, что касается отношений с Православной Церковью, достигнутый в ходе визита прогресс является несомненным.
В Ватикане очень заинтересованы в сближении с мировым Православием, причем целью этого сближения прямо провозглашается полное видимое единство. И хотя такое единство возможно лишь в более или менее отдаленной перспективе, уже сейчас существуют солидные основания для взаимного плодотворного сотрудничества. Это – апостольское преемство, существующее в Восточной и Западной Церквах, схожее экклезиальное устройство на принципах монархического епископата, вероучительная близость по большинству вопросов, общие позиции по многим животрепещущим проблемам нашего времени… Обо всём этом Бенедикт XVI говорил журналистам, освещавшим визит, на борту самолета по дороге на Кипр.
Подобные высказывания, пусть и в более осторожной форме, звучат и из уст многих высокопоставленных православных иерархов. Среди них – Константинопольский Патриарх Варфоломей I, а в последнее время – и председатель Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев). Те же взгляды разделяет и глава православных киприотов архиепископ Хризостом II.
Непосредственной целью светских и духовных властей Кипра, пригласивших Папу, было привлечь внимание международного сообщества к проблемам острова, где до сих пор не исчерпан конфликт между греческой и турецкой общинами. Однако и в этом случае деятельность архиепископа Хризостома имеет куда более глубокий подтекст. Он, хотя и возглавляет сравнительно немногочисленную Поместную Церковь, является весьма известной и влиятельной фигурой в Православном мире, а вся его политика служит делу сближения христиан Востока и Запада. В интервью итальянскому агентству «Авенире» накануне Папского визита Высокопреосвященный Хризостом заявил о своей позиции прямо: «Речь идет об уникальном факте в истории нашего острова. Впервые глава Римско-Католической Церкви едет на Кипр, и также впервые Бенедикт XVI совершает визит в православное государство. То есть, у нас много причин, чтобы быть довольными и гордиться этим его визитом, который еще больше сблизит наши две Церкви. Кроме того, Папа Ратцингер прекрасно знает Кипр и его проблемы. Я уверен, что этот визит внесет решающий вклад в то, чтобы наша ситуация стала более известной всей Европе, и придаст импульс процессу примирения».
Известно и о теплых отношениях, связывающих архиепископа Хризостома со многими высокопоставленными иерархами Русской Православной Церкви. В этой связи высказывается предположение, что наилучшим местом для встречи Папы Римского и Патриарха Московского и всея Руси, если такая встреча вообще состоится, был бы Кипр. Сам Высокопреосвященный Хризостом, отвечая на вопрос, будет ли визит Папы на Кипр способствовать «столь ожидаемой встрече между Епископом Рима и Московским Патриархом?», сказал следующее: «Я убежден, что рано или поздно эта встреча состоится. Мы вступили в новое тысячелетие, которое должно пройти под знаком единства, и никто не имеет права отступать перед этой задачей. Даже самые сложные проблемы, подобные сосуществованию католиков и православных на Украине, не являются неразрешимыми, если есть добрая воля с обеих сторон. Я уверен: встреча между Папой Бенедиктом XVI и Патриархом Кириллом состоится».

Перевод: Сибирская католическая газета

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна