Восточные католики — кто они?

Стена может стать мостом, а мост — стеной

Необычный храм

Недавно в Новокузнецке был освящен необычный храм. Он не похож на обычную католическую церковь. Это явно не готика, не классика и не современность. Но и русские люди вряд ли увидят в нем привычные очертания, тем более без дорогих православному сердцу восьмиконечных крестов. Перед богослужением играл орган, а само освящение совершили епископы и священники, одетые в облачения различных традиций. Присутствующие римские католики причащались необычным для ним способом: восточный епископ в головном уборе, напоминающем царскую корону, подавал им Тело и Кровь Христовы на ложечке (вернее вбрасывал им в уста).

По окончании богослужения верующие долго разглядывали купол этого необычного храма, который был окружен маленькими почти готическими шпилями. При желании каждый видел в этом храме то, что хотел увидеть. В нем словно застыла вся необычная судьба восточных католиков.

Повороты судьбы

История появления восточных католиков, или униатов, или греко-католиков такова. Четыреста лет назад в Польской республики (Речи Посполитой) близко сосуществовали восточная (православная) и западная (католическая) христианские традиции: храмы двух разделенных конфессий стояли стена к стене. Величественные костелы в стиле барокко поражали воображение провинциальных православных христиан, поэтому некоторые переходили в католичество из-за явного культурного превосходства последнего.

Православные епископы решили войти в общение с Западной церковью, чтобы получить равные права с католическими епископами и более эффективно заботиться о своей пастве. Шаг доброй воли был истолкован так, что православная церковь в Польше капитулировала вследствие успешной апостольской стратегии католических миссионеров. Некоторая часть православного духовенства и мирян решила, что епископы, поехав в Рим на поклон к папе, предали истинную христианскую веру. Поэтому с 1596 года примирительный собор в Бресте стал предметом острых споров. Одни видят в Брестской унии (союзе) мост между Востоком и Западом, а другие — стену. Униаты (последователи союза с Римом) веруют, что их стремление к единству Церкви, подвигнет и других православных христиан встать на путь примирения с Апостольским Римским Престолом, как естественным центром христианского мира.

Восточные католики дали Католической Церкви мученика Иосафата Кунцевича (память 12 ноября по Римскому календарю), который пострадал за свою убежденность в правильности избранного пути. Благодаря некорректной пропаганде его имя стало настоящим пугалом для православных христиан, поэтому если вести экуменический диалог, то имя Иосафата лучше не поминать, чтобы не обидеть чувствительное православное сознание. Особенно много мучеников за единство с Римом дала Украинская Греко-католическая Церковь в прошедшем столетии. Некоторые из них сподобились смерти за веру в Западной Сибири. Храм восточного обряда в крипте кафедрального собора Преображенской епархии посвящен греко-католическим монахиням Олимпии и Лаврентии, которые умерли от непосильной работы на лесоповале в томской тайге, но не отреклись от католической веры. Выход из подполья УГКЦ стал настоящим триумфом католической идеи на славянском Востоке, но, увы, сами униаты часто чувствуют себя несправедливо обиженными.

За последние годы в католическом массовом сознании произошел экуменический сдвиг. Католики уже давно не смотрят на православных христиан как на упертых раскольников, а наоборот пытаются разглядеть в них следы древнего благочестия. Поэтому на этом фоне восточные католики часто выглядят досадной помехой, жертвой исторического недоразумения и даже тупиковой веткой церковного развития. Многим кажется, что стоит между католичеством и православием установить четкую границу или образно построить защитную стену как между евреями и арабами в Израиле, то все проблемы решатся. Но как же тогда понимать слова Иисуса Христа «Да будут все едино»?

Восточные католики переживают невостребованность в современном экуменическом диалоге и страдают из-за своей неразделенной любви к католической идее. Так часто бывает в любви: после увлечения наступает охлаждение.

Глазами православия

Православные на славянском Востоке обычно выступают категорически против существования восточных католиков и считают, что для упразднения исторического недоразумения все средства и политики (Николай I, Сталин, Берия) хороши. Представители Московского Патриархата давно требуют от Рима канонически упразднить католические церкви восточного обряда. По мнению православной стороны, отношения Москвы и Рима были бы увенчаны вечным миром, если бы Рим распустил Украинскую Греко-католическую Церковь, ее храмы передал Московскому Патриархату, а украинским священнослужителям и мирянам предоставил право выбора: стать римскими католиками или русскими православными.

Восточные католики сегодня

Что же такое восточное католичество? Первое, что можно сказать — это, увы, не православие. Если раньше восточные католики стремились быть по благочестию православными, но в союзе с Римом, то теперь очевидно, что восточные католики сформировали свою собственную культуру и свой собственный обряд. Украинские католики живут в своих естественных условиях в Западной Украине, где можно во всей неповторимой красоте наблюдать их национально-конфессиональное своеобразие. Греко-католические монастыри, за исключением студитских, напоминают скорее западные, чем восточные обители. Униатские сестры-монахини весьма самобытны и при ближайшем рассмотрении являются восточной репликой западных женских конгрегации. Их трудно отличить от сестер латинского обряда. Поэтому, взирая на греко-католическое монашество, обычный православный мирянин подумает, что стоит встать на путь единства с Римом, как от древнего благочестия не останется и следа. А римский католик, вероятно, отметит про себя, что это уже не православие, но, увы, пока еще и не католичество во всей красе.

Сейчас восточные католики стоят перед сложным выбором пути: продолжать движение в сторону усвоения наследия Римской церкви, или возвращаться к древнему православию. Арабские греко-католики уже молятся вместе с православными.

Недавно, на совместной православной-католической конференции в Равенне православные делегаты (правда, не русские) признали в определенных границах первенство Папы Римского. После многих десятилетий и даже веков отчуждения это несомненный прорыв к единству, который вскоре был омрачен тем, что русская православная сторона потребовала от католической упразднить статус католических епархий в России. Следует сделать еще много шагов с обеих сторон, чтобы достичь желаемого единства. А на арабском Востоке местные греко-католики не только не являются помехой диалога с Православной церковью-сестрой, но добились гораздо больших успехов, чем самые известные католические экуменисты: готовится уже совместный синод, чтобы объединить греко-католиков и православных в единый патриархат. А два года назад в Дамаске православный патриарх Антиохийский Игнатий IV (Газим) и греко-католический патриарх Антиохии Григорий III (Лахам) освятили приходской храм Святых Апостолов Петра и Павла, на котором висит табличка: «Греко-православная церковь — Греко-католическая церковь». По окончании освящения патриарх Игнатий IV сказал: «Не могу выразить словами глубокое переживание, которое мы чувствуем в этот вечер. Это необыкновенный вечер! Вечер, когда мы свидетельствуем, что уже нет барьера между нами, носящими имя Иисуса Христа». На что патриарх Григорий III ответил: «Выслушав речь моего брата патриарха Игнатия, я понял, что мне уже нечего сказать, и я хотел порвать речь, которую написал. И если я теперь произнесу слово, то только «Аминь!».

Священник Сергий Голованов

См. также ответ на эту статью вице-ректора Украинского католического университета Мирослава Мариновича

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна