Визит Папы в Германию. День второй: под знаком экуменизма…

Встреча с представителями мусульманской общины Германии

Второй день визита Бенедикта XVI в Германию прошел под знаком экуменизма. Прежде, чем состоялась его главная встреча с протестантами, понтифик утром беседовал с представителями мусульманских общин. Это мероприятие имело место в здании Апостольской нунциатуры в Берлине.
Первым взял слово председатель Конференции католических епископов Германии архиепископ Роберт Цоллич. Он подчеркнул значимость «общего свидетельства христиан и мусульман в пользу справедливости и мира» и пообещал, что немецкие епископы такое свидетельство будут поддерживать.
От имени мусульманской делегации выступил профессор исламской религиозной педагогики в университете Мюнстера Муханад Кхоршиде, поблагодаривший Папу за его усилия по развитию исламско-католического диалога. Он также указал на значение категории милосердия в исламской теологии и на общие с христианством моменты в ее понимании. Профессор-мусульманин весьма позитивно оценил факт учреждения в 2008 г. в Ватикане Католико-мусульманского форума, как и то, что теперь во многих немецких университетах преподается исламская теология.
В ответном слове Папа выразил уверенность в том, что плодотворное сотрудничество между христианами и мусульманами возможно и указал конкретные области такого сотрудничества. Это – защита традиционной семьи, охрана человеческой жизни с момента зачатия до естественной смерти и приумножение справедливости в обществе.

Экуменическая встреча и богослужение в Эрфурте

После окончания встречи с мусульманами отправился на самолете в административный центр земли Тюрингия Эрфурт. Это было его первое в жизни посещение территории бывшей ГДР. Город Эрфурт известен тем, что здесь делал свои первые шаги на монашеском поприще и прожил немало лет «отец Реформации» Мартин Лютер. Именно тут, в «сердце Реформации», Папа должен был встретиться с делегацией Совета Евангелических Церквей Германии.
Но прежде, чем такая встреча состоялась, Бенедикт XVI посетил готический Кафедральный собор Эрфурта, где более 10 минут молился перед выставленными Святыми Дарами, поклонился реликвиям покровителя Германии св. Бонифация и обменялся приветствиями с группой профессоров богословия Эрфуртского университета.

В здании бывшего августинианского монастыря, где проходил послушание, изучал богословие и принял священническое рукоположение Мартин Лютер, Папу приветствовал председатель Совета Евангелических Церквей Германии пастор Николаус Шнайдер. В присутствии иерархов различных протестантских и Католической Церквей, а также председателя Папского Совета по содействию христианскому единству кардинала Курта Коха, пастор Шнайдер отметил значительные успехи экуменического диалога, однако подчеркнул, что множество христиан в Германии ждут реальных шагов.
«Мы надеемся, _ сказал он, — что у нас хватит сил преодолеть сопротивление инерции и принять как общий дар наши, развивавшиеся независимо одна от другой традиции. Этого жаждет множество людей во всей Германии, а особенно – верные, живущие в смешанных, многоконфессиональных браках. Настоящим благословением для них стала бы возможность общей Евхаристии с упразднением ненужных ограничений, притом – в самом скором времени».
Предстоятель Евангелических Церквей Германии, обращаясь к Папе, неоднократно именовал его «дорогим братом во Христе» и пригласил принять участие в праздновании приближающегося 500-летнего юбилея Реформации, который назвал «праздником веры во Христа».

Бенедикт XVI в своем ответном слове размышлял о духовном аспекте поисков знаменитого немецкого реформатора. Он напомнил, что Мартин Лютер постоянно был озабочен «проблемой Бога». Само богословие было для него не абстрактной дисциплиной, а родом внутренней борьбы.
«”Как мне найти милостивого Бога?” Я вновь и вновь убеждаюсь, что этот вопрос инспирировал всю жизнь Лютера, — сказал Святой Отец. – Кого это теперь по-настоящему интересует, даже среди христиан? Ведь большинство людей, даже и христиан, в глубине души считает, что Бог по-настоящему не интересуется нашими грехами и добродетелями. Но разве наши заблуждения в действительности так уж малы? Разве мир не опустошен в результате испорченности как “великих”, так и “малых”, ищущих лишь собственной выгоды? Нет, зло – это не мелочь. Зло не было бы столь могущественным, если бы мы в реальности отвели Богу главное место в нашей жизни. Я полагаю, что это – первое, что нам следовало бы услышать на встрече с Мартином Лютером».
Можно задаться вопросом, — продолжил он, — что общего это имеет с нынешней ситуацией экуменизма? Не игнорируем ли мы проблем, требующих практического решения? Бенедикт XVI выразил убеждение, что самое главное на сегодняшний день – не поддаваться давлению секуляризации, не потерять под этим прессом того, что нас на самом деле объединяет и делает христианами, того, в чем мы дали себе отчет за время экуменических диалогов последних десятилетий. «Вера – это основание нашей жизни, а не предмет взаимных договоренностей», — добавил он.
«Отсутствие Бога в нашем обществе всё больше угнетает нас, — подчеркнул Папа. – История Его откровения, выраженная в Священном Писании, всё более кажется нам далеким прошлым. Так что, нужно поддаться натиску секуляризации и стать более современными ценой ослабления веры? Но спасительным может стать не разложение веры, а полное ее переживание в контексте современности. Это и есть главная задача экуменизма. Мы должны взаимно помогать друг другу в решении этой задачи. Подобно тому, как мученики времен нацизма сближали нас друг с другом и способствовали первому значительному прорыву экуменизма, ныне переживаемая всем существом вера в окружении секуляризованного мира должна стать той главной экуменической силой, которая сблизит нас друг с другом и приведет к единству в Господе».

После завершения встречи все ее участники приняли участие в экуменическом богослужении в часовне бывшего августинского монастыря. Со стороны протестантов к присутствующим обратилась председатель Синода Евангелической Церкви Германии Катрин Гёринг-Эккард. Она назвала совместную молитву «знаком общего стремления католиков и протестантов к общению с живым Богом» и воздала должное свидетельству веры христиан в бывшей ГДР.
Бенедикт XVI, со своей стороны, опять призвал свою аудиторию укрепляться в общей вере в Бога, обращавшегося к нам и ставшего одним из нас, а также свидетельствовать нашим современникам, находящимся во власти иллюзии, будто без Бога можно обойтись. Но чем больше мир отдаляется от Бога, тем больше деградирует сам человек. Наше главное экуменическое задание – это общее свидетельство присутствия Бога живого и формулирование общих ответов, в которых так нуждается современный мир.
«Мы живем во времена, — сказал Святой Отец, — когда подвергаются сомнению сами критерии бытия человеком. Этику замещает анализ последствий. Однако мы, как христиане, призваны защищать неприкосновенное достоинство человеческой личности с момента зачатия до естественной смерти, включая проблемы пренатальной диагностики и эвтаназии. Там, где нет познания Бога, человек легко поддается манипуляциям. Вера в Бога должна найти свое конкретное выражение в наших общих инициативах на благо человека. Эта активность призвана вдохновляться не только основополагающими критериями человечности, но, прежде всего, практической любовью, о которой говорил Иисус в притче о Страшном Суде (Мф 25). Приговор Бога-Судии будет определяться нашим поведением по отношению к ближним, к Его меньшим братьям».

Во второй половине дня Бенедикт XVI встретился в помещении Эрфуртской духовной семинарии с лицами, ставшими жертвами сексуальных злоупотреблений духовенства. Выразив им свое сочувствие и молясь о ниспослании им Божьего милосердия, способного уврачевать раны, Святой Отец заверил присутствующих, что Церковь ныне делает всё возможное, чтобы ничего подобного никогда не повторилось. Понтифик также встретился с людьми, опекающими жертв упомянутых преступлений.

Вечерня в католическом анклаве

Последним событием второго дня пребывания Папы в Германии стала посвященная Деве Марии Вечерня в санктуарии Этцельбаха региона Айхсфельд (сюда понтифика доставил вертолет). Это – типичный католический анклав в самом сердце Реформации. Местная Католическая Церковь оказалась настолько жизнеспособной, что сумела пережить как трудные времена Третьего рейха, так и времена коммунистического режима. Да и сегодня процентное количество регулярно практикующих католиков здесь выше, чем в среднем по стране. Сама часовня в Этцельбахе является для восточных немцев символом мужества в исповедании веры. Она была построена в 1897 г., однако первые паломничества сюда отмечены уже в XVII веке.
На открытом пространстве перед санктуарием собралось порядка 90 тысяч человек, с огромным энтузиазмом приветствовавших Святого Отца, который прибыл на «папамобиле».

В своей проповеди во время Вечерни Бенедикт XVI отметил, что христиане с древнейших времен обращались к Марии, руководствуясь инстинктивной уверенностью, что Сын не может отказать просьбе Матери. Так и санктуарий в Айсхфельде стал «духовным убежищем» в период двух безбожных диктатур, стремившихся выкорчевать веру из душ людей. Мария и сейчас присутствует здесь. Она – в распоряжении верующих, понимает наши проблемы и по-матерински помогает в их разрешении.
«Но что на самом деле хочет сказать нам Мария, спасая нас от беды? – продолжил Папа. – Она стремится помочь нам осознать наше христианское призвание во всей его глубине и полноте. С материнской деликатностью Она подсказывает нам, что вся наша жизнь должна стать откликом на богатую милосердием любовь нашего Бога. Она как бы говорит нам: Бог, как источник всякого блага, как Тот, Кто не желает ничего, как только привести тебя к блаженству, имеет право потребовать от тебя образа жизни, связанного с безоговорочным и радостным принятием Его воли, как и с усилиями, направленными на то, чтобы и другие так жили».
В заключение Святой Отец подчеркнул, что условием подлинного развития человеческой личности является не модная ныне «самореализация», как разновидность утонченного эгоизма, а самопожертвование по образу Марии.

Перевод: Сибирская католическая газета

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна