«Видишь ли ты эту женщину?» Духовные упражнения Папы и Римской Курии

«Видишь ли ты эту женщину?» Духовные упражнения Папы и Римской Курии

Сегодня в Ватикане не было традиционной общей аудиенции, поскольку Папа Франциск вместе с Римской Курией принимает участие в духовных упражнениях Четыредесятницы, которые проходят в города близ Рима.

В размышлениях, предложенных священником Эрмесом Ронки 8 марта, был поставлен особый акцент на роли женщин в Евангелии. Отец Ронки подчеркнул, что « не занимается морализаторством»: Иисус, приглашенный в дом Симона Фарисея, позволяет женщине, грешной в глазах всех, плакать у Его ног и отирать их своими волосами, целуя и помазывая их миром. Пораженному Симону Иисус говорит: «Видишь ли ты эту женщину?». И затем: «Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много».

В этом эпизоде мы видим неожиданный конфликт, — продолжил отец Эрмес, — набожного человека и блудницы, сильного и безымянной, закона и благоухания, предписания и любви».

Симон смотрит на женщину с осуждением, в то время как Иисус «всю Свою жизнь учил взгляду неосуждающему, милосердному, взгляду, который включает всех».  Симон ставит в центр отношений между Богом и человеком грех. Таким образом грех становится стержнем религии, и в этом заключается заблуждение моралистов всех времен, пояснил проповедник. Иисус же не является моралистом, Он ставит в центр человека с его слезами и улыбкой, с его больной или же ликующей плотью, — ставит в центр человека, а не закон. В Евангелии, заметил священник, мы чаще находим слово «бедный», чем «грешный». Все люди в первую очередь бедны, и уже потом они грешны. Мы же превратили Евангелие в морализаторство, отметил отец Эрмес. Евангелие – это не мораль, а освобождение, оно выводит нас из системы греха в систему жизни во всей ее полноте.

В приведенном отрывке из Евангелия фарисей Симон смотрит на прошлое женщины и видит историю ее проступков, в то время как Иисус видит любовь в настоящем и в будущем. Иисус не игнорирует ее историю, не делает вид, будто ничего не знает: Он принимает женщину со всеми ее ранами и с тем проблеском света, который Он Сам излучает.

Центральным персонажем трапезы, на которую приглашен Иисус, должен был быть благочестивый и сильный Симон, но центральное место заняла именно эта . «Только Иисус способен совершить такую смену перспективы, освободив место последним. Иисус сдвигает фокус от греха женщины к недостаткам Симона, Он его лишает структуры, ставит в затруднительное положение».

Отец Ронки предложил задуматься над тем, что бы мы ответили, если бы Иисус спросил нас: «Видишь ли ты эту женщину?». С сожалением священник отметил, что он видит вокруг себя только мужчин, и это «не совсем нормально», это создает некую пустоту, не соответствующую человечности Церкви. В Евангелии многие женщины следовали за Иисусом, но в нашей реальности «не видно женщин», отметил священник.

«Что нас так пугает, раз мы должны держаться на расстоянии от этой и от других женщин? Иисус был совершенно безразличен к прошлому человека и к его полу, Он никогда не рассуждал категориями и стереотипами. И я думаю, — сказал проповедник духовных упражнений, — что Святой Дух наделяет Своими дарами независимо от пола». Не надо забывать, что на Тайной вечере Иисус воспроизведет жест «неизвестной и влюбленной» грешницы, омывая и утирая ноги Своим ученикам: «Когда человек любит, он совершает Божественный жесты, а когда любит Бог, Он совершает человеческие жесты, и делает это с сердцем из плоти».

Источник: Радио Ватикана

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна