Ватикан соучаствует в хаосе, творящемся в Ливии – своим молчанием

Статья, посвященная трагической ситуации в Ливии и позиции Ватикана в этой связи, появилась 24 марта на сайте известного «ватиканиста» Сандро Маджистера.

Как раз в тот момент, когда в Париже проходит торжественное открытие «Двора язычников», задуманного Папой Бенедиктом XVI для развития мирного глобального диалога между людьми верующими и людьми далекими от Бога, из того же Парижа и от французского президента Николя Саркози, как, впрочем, и из иных западных столиц коалиции «свободного мира», излился политический и военный хаос, самый пагубный из тех, которые отмечались на международной арене в текущем столетии.
Хаос излился на Ливию, раздираемую конфликтом между режимом Каддафи и мятежниками. Но хаос существует и в среде государств, чьи интересы и амбиции сталкиваются друг с другом. У них нет единой команды. У них нет общих целей и общего видения перспективы.
Хаос прогрессирует и заставляет ждать самого худшего. Преподаватель Миланского католического университета и один из самых проницательных экспертов в области международной политики Витторио Эммануэле Парзи опубликовал во вторник 22 марта статью на всю полосу в издании Конференции епископов Италии «Avvenire», в которой проанализировал «тысячу возможных вариантов» исхода ливийских событий. Среди этих вариантов нет ни одного утешительного.

Но в этом хаосе есть еще один элемент. Это – молчание руководителей Католической Церкви. Это молчание резко контрастирует с громогласными высказываниями тех же церковных властей на самых разных уровнях всякий раз, когда обнажается оружие в отношениях между государствами или внутри государств. Всякий раз, когда начинается кровопролитие.
Естественно, желая защитить жертв очередной агрессии, Церковь обычно взывает к благоразумию. Церковь не чужда и политического реализма. Ведь ее верные проживают на разных континентах и порой подвергаются смертельной опасности. Но мнение Церкви, хоть и высказывается осторожно, обычно бывает довольно ясным и не вызывает сомнений. Оно не диктуется догматизмом. Иоанн Павел II сделал всё возможное, чтобы война в Персидском заливе против Ирака не началась, хотя он и не подверг церковному (теологическому и нравственному) осуждению тех католиков, которые считали эту войну оправданной. Однако на сей раз вместо четко артикулированной позиции царит молчание.

В ходе воскресного «Angelus» 20 марта Бенедикт XVI призвал прийти на помощь беззащитным гражданам и молился о том, чтобы «перспективы мира и согласия в Ливии и во всей Северной Африке могли стать отчетливее». Но он не высказал своего отношения к войне, даже намеком. Эта позиция – ее можно охарактеризовать словами «без комментариев» – по отношению к военным действиям в Ливии, как кажется, была воспринята и Ватиканским госсекретариатом. Газета «L’Osservatore Romano», которая выражает позицию госсекретариата, вышла с заголовком «Горизонт мира для Ливии» на полстраницы в то время, когда воздушные и ракетные удары по этой стране были уже в полном разгаре. Под заголовком помещалась фотография Папы Римского с голубем и давалась ссылка на его молитву и призывы к гуманности.
«Гуманитарное вмешательство» является единственной причиной, на которую церковные власти ссылаются в последние десятилетия, желая оправдать вооруженное вторжение в ту или иную страну. Иоанн Павел II призывал защитить мирное население Боснии, а затем и Косово, когда Западные державы вмешиваться не хотели. И он признался, хотя это и осталось незамеченным, что требовал того же и для Руанды, когда эта страна оказалась на грани геноцида. Подобным образом и Бенедикт XVI, выступая в Нью-Йорке на заседании ООН 18 апреля 2008 г., утверждал, что демократические государства и международное сообщество обязаны защищать мирных граждан от агрессии. Председатель Конференции епископов Италии кардинал Анджело Баньяско отстаивал тот же принцип, спустя несколько дней заявив: «Евангелие возлагает на нас обязанность вмешаться, чтобы спасти тех, кто испытывает трудности».

Но подпадает ли под этот принцип ситуация в Ливии? Наверное, самый авторитетный католик, который имеет право говорить об этом – Апостольский викарий в Триполи – утверждает, что это не так. Джованни Инноченцо Мартинелли заявил в интервью «Ватиканскому Радио» 22 марта с.г.: «Бомбы не помогут нам найти путь к миру». А на следующий день, в интервью «Il Foglio», он еще более решительно осудил авиа-налеты западных союзников: «Те, кто утверждают, будто военное вмешательство в Ливии преследует гуманитарные цели, меня просто смешат».
На самом деле режим Каддафи не истребляет мирное население собственной страны. В Ливии идет гражданская война с мятежниками, также вооруженными, и едва ли вмешательство в нее Западных стран поможет найти плодотворное решение.

«Без комментариев» Ватиканских властей в отношении Ливии выглядит еще более поразительным, поскольку в последнее время простирается вообще на весь арабский мир и Ближневосточный регион. Происходящее в Йемене, Бахрейне или Египте воспринимается ватиканской дипломатией с той же пассивностью, что и происходящее в Ливии. И в этом случае «L’Osservatore Romano» старательно следует линии госсекретариата. В единственном сообщении этого издания, считающегося полуофициальным органом Папского Престола, об ошеломляющей победе сторонников изменения Конституции Египта на референдуме 20 марта, было процитировано, в качестве единственной оценки, мнение советника Белого Дома, согласно которому «результаты референдума способствуют переходу к демократии в одном из ключевых государств данного региона». В тот же день, 22 марта, комментируя то же событие, газета итальянского епископата «Avvenire» опубликовала статью совсем другой направленности, о чем свидетельствует уже сам ее заголовок: «Первое разочарование египетской весны. Побеждают Братья-мусульмане и сторонники Мубарака».
В действительности, демократическое пробуждение, свидетелями которого мы были в январе-феврале, когда мусульмане и христиане стояли бок о бок на каирской площади Тахрир, ныне является просто воспоминанием, но отнюдь не реальностью. Перемирие, на какое-то время сменившее кровавое Рождество в Александрии, вновь ушло в прошлое перед лицом агрессии мусульман против коптов и их церквей. А теперешняя победа Братьев-мусульман на конституционном референдуме окончательно предопределила судьбу статьи 2-ой египетской Конституции. Ныне она называет шариат главным источником законодательства в будущем Египте. Как отмечает «Avvenire», этим наносится тягчайший удар по христианскому населению Египта, для которого «реформа Конституции всегда была вопросом жизни и смерти».

«Ливия на грани, а Ливан уже потерян» – так называлась помещенная на нашем сайте статья, посвященная полному доминированию «Хезболлы» в последнем христианском государстве Ближнего Востока.
Но сегодня в Ливии сложилась еще более угрожающая ситуация. Более угрожающая, чем в Египте, на который равняются многие арабы и в котором исламисты получают всё большее влияние. Более угрожающая, чем в Йемене, в котором после хладнокровного убийства в пятницу 18 марта 52 демонстрантов власть удерживается генералом Али Мухсеном Салехом, не имеющим никакой демократической легитимности вообще. Более угрожающая, чем в Бахрейне, где правящая суннитская династия с помощью войск соседней Саудовской Аравии подавила поддержанных Ираном шиитских мятежников. И даже более угрожающая, чем в Пакистане с его «чистым исламом», требующем смертной казни христианки Азии Биби, только что пережившем мученичество министра Шахбаза Баттхи и смерть многих христиан, убитых 23 марта перед церковью в Хайдарабаде.

Источник: www.chiesa.espressonline.it

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна