В Москве прошла международная конференция по изучению отношений между Ватиканом, СССР и РПЦ

В Москве прошла международная конференция по изучению отношений между Ватиканом, СССР и РПЦ

Международная научная конференция «Восточная Ватикана, Советский Союз и Русская Православная Церковь (1958-1978)» открылась 20 июня в Институте всеобщей истории РАН. Двухдневный форум с участием специалистов из разных стран организовали совместно: Центр истории религии и Церкви Института всеобщей истории РАН, Папский комитет исторических наук (), Отдел внешних церковных связей Московского патриархата и Ассоциация содействия развитию академической науки и образования «Институт перспективных исторических исследований».

Участников , среди которых – ведущие международные специалисты по истории Католической и Русской Православной Церквей из России, Италии, Латвии, Словакии, Финляндии, Франции – приветствовали академик РАН, научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян; президент Папского комитета исторических наук монс. Бернард Ардура. Были зачитаны приветствия от замминистра иностранных дел РФ Алексея Мешкова и председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона. Почетным гостем на был апостольский нунций в Российской Федерации архиепископ Челестино Мильоре.

Первая сессия была посвящена истории отношений между , Ватиканом и Русской Православной Церковью с точки зрения политико-дипломатического ракурса. Авторы докладов освещали общие вопросы выстраивания отношений между Римом и Москвой в период понтификатов Пия XII, Иоанна XXIII и Павла VI.

Йохан Икс (Исторический архив Государственного секретариата, Ватикан) в докладе «Папская дипломатия и Советский Союз в послевоенные годы понтификата Пия XII» осветил предысторию «восточной политики» через анализ деятельности отдельных католиков, которые взяли на себя роль посредников в неофициальных контактах Москвы и Ватикана после Ялтинской конференции. Это, например, американец Флин, венгерский иезуит Наги, который встречался в Европе с представителем НКВД, а его переписка с Ватиканом и чиновниками в СССР дает представление об энергичной деятельности в этом направлении. Докладчик утверждает, что нижнюю хронологическую границу «восточной политики» Ватикана следует опустить хотя бы до 1946-1948 гг., когда формировалась «секретная миссия официального характера, направленная на восстановление связей с Москвой». Задача этой миссии, как и «восточной политики» в целом, заключалась в том, чтобы сохранить структуры Католической Церкви в странах социалистического лагеря, защитить католиков от преследований атеистических государств, резюмировал исследователь.

Профессор Адриано Роккуччи, заведующий кафедрой новейшей истории Католической Церкви в Университете «Рим-3», представил доклад «Рим и Москва в 60-е годы: от Второго Ватиканского собора до разрядки». В центре внимания историка – деятельность Папы Иоанна XXIII, который, в отличие от своего предшественника Пия XII, был открыт к диалогу с социалистическими властями и поддерживал принцип мирного сосуществования государств с различными политическими системами. «Выбор в пользу мира как приоритета позволил растопить лед «холодной войны» и строить отношения с СССР как бы поверх двух полюсов», – отметил А. Роккуччи. Он рассказал также о том, что в СССР миротворческая повестка Ватикана была воспринята с одобрением, а контакты Иоанна XXIII с Хрущевым в годы усиления антирелигиозной борьбы в СССР позволили «защитить некоторых католиков». Большим успехом в двусторонних отношениях стало участие наблюдателей от Русской Православной Церкви в работе Второго Ватиканского собора (по решению президиума ЦК КПСС в Рим были командированы прот. Виталий Боровой и архимандрит Владимир (Котляров)). Однако переговоры об установлении дипломатических отношений не привели к успеху: советская сторона готова была говорить только о борьбе за мир и разрядке, не касаясь вопроса о положении католиков в СССР. Такая же позиция советских дипломатов сохранялась и в годы понтификата Павла VI – «восточная политика» Ватикана расценивалась как «агрессивная и опасная», как попытка вмешательства во внутренние дела СССР, подчеркнул историк.

Филипп Шено (Папский Латеранский университет/Папский комитет исторических наук, Ватикан) также посвятил свое сообщение «восточной политике» Ватикана при Иоанне XXIII и Павле VI с точки зрения формирования предпосылок для экуменического движения. Ученый подробно рассказал о том, как сложно принималось в Москве решение о наблюдателях на Втором Ватиканском соборе, с какими опасениями это было связано, как советские деятели все-таки сформулировали, что СССР готов развивать «новые отношения с папством в интересах мира и социализма». Докладчик уделил особое внимание политике Павла VI, который «сделал диалог с миром центральной темой своего понтификата». Это проявилось и в учреждении секретариата для диалога с неверующими, и в деятельности ватиканских дипломатов на площадках ООН, и в участии католических ученых в конгрессе историков в Москве в 1969 г. Проанализировав различные аспекты «восточной политики», Ф. Шено сделал вывод о том, что она «внесла свой вклад в освобождение народов от ига коммунизма».

Никита Пивоваров (РГАНИ) представил их общий с Надеждой Беляковой (Институт всеобщей истории РАН) доклад «Москва и местные власти в республиках СССР и Восточной Европы во взаимоотношениях с Католической Церковью в период Л.И. Брежнева». Но начал он еще с хрущевских гонений на религию, когда резко сократилось число католических общин (с 1400 до 1000) и католических священнослужителей (с 1500 до 1100). Помимо общей воинственной атеистической мотивации советских властей, причина была также в боязни «руки Ватикана», «сильного религиозного фанатизма католических священников» и т.д. Историки показали, как реализовывалась в СССР «концепция сдерживания влияния Ватикана», когда католиков в СССР пытались изолировать от их матери-Церкви. Н. Пивоваров проанализировал три государственных структуры, которые в брежневские времена по-разному относились к этой проблеме: очень жестко и непримиримо – КГБ, который увлекался поисками «шпионов Ватикана»; более либерально – МИД во главе с министром А. Громыко; Совет по делам религий – в диапазоне от жесткости до лояльности, в зависимости от обстоятельств. Он показал, что местные власти реагировали на католические общины по примеру КГБ. А вот страны соцлагеря советским лидерам не удалось полностью контролировать в их взаимоотношениях с Ватиканом – каждая из них «дрейфовала в сторону самостоятельности, выстраивая свои отношения с Римом». «Несмотря на общую эволюцию в брежневские временя, Ватикан по-прежнему воспринимался в СССР как враждебный. Но полностью уничтожить католиков не получилось», – заключил историк.

«Реакция МИД СССР на избрание Кароля Войтылы Римским Папой» – тема доклада Вадима Волобуева (Институт славяноведения РАН). Если католики всего мира обратили внимание на то, что впервые за 400 лет Римский престол возглавил неитальянец, то для СССР новый понтифик был в первую очередь «выходцем из соцстраны». По словам историка, Москва восприняла это избрание с тревогой, т.к. примас Польши был известен как «твердый антикоммунист». МИД СССР ожидал от Папы Иоанна Павла II укрепления Католической Церкви в странах соцлагеря, борьбы за права человека, контактов с США (ему даже приписывали участие в германо-американском заговоре). Некоторые опасения вызывало это событие и у польской правящей верхушки, однако в этих кругах ходило выражение: «Уж лучше Войтыла в качестве Папы там, чем в качестве примаса – здесь».

Далее с докладами выступили: Солвейга Круминя-Конькова (Институт философии и социологии, Латвия) «План о советской католической церкви: документы из архива уполномоченного Совета по делам религиозных культов в Латвийской ССР»; Эммануэль Тавил (Университет «Париж-2») «Восточная политика» Ватикана и Хельсинкский процесс»; Валерий Любин (ИНИОН) «Восточная политика» Ватикана: взгляд из ФРГ»; Роберто Мороццо делла Рокка (Университет «Рим-3») «Агостино Казароли и Советский Союз»; Александр Стыкалин (Институт славяноведения РАН) «Глава венгерской Католической Церкви в качестве беженца в американском посольстве в Венгрии (1956-1971). Поиски решения «проблемы Миндсенти» в контексте отношений Восточного блока с Ватиканом».

21 июня проходила вторая сессия конференции, где были рассмотрены религиозный и церковный ракурс проблемы, столкновение идей, концептуальные вопросы развития взаимоотношений Русской Православной и Католической Церквей.

(Подробнее о втором дне форума см. ЗДЕСЬ)

 

Источник: Благовест-инфо

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна