Увидело свет Папское послание на Великий Пост-2012

Во вторник 7 февраля с.г. в Ватикане прошла презентация Послания Бенедикта XVI на Великий Пост 2012 года, который начнется через две недели. Презентацию возглавил председатель Папского Совета Cor Unum кардинал Роберт Сара.

В этом году Папа сосредоточился на необходимости взаимной заботы как одном из проявлений любви. Христиане призваны заботится не только о себе, но и о ближних, поскольку наши судьбы взаимно переплетаются как в добре, так и в зле. Как грехи, так и добрые дела имеют социальное измерение, — отмечает понтифик.
отдает себе отчет в том, что подобная жизненная позиция вступает в противоречие с принятым ныне равнодушием. Равнодушие – это производное эгоизма, хотя порой и рядится в одежды уважения к внутреннему миру другого человека. Иисус Христос решительно обличал равнодушие. Эта позиция персонифицирована в Евангелиях в образах священника и левита из притчи о Милосердном самарянине или в образе бездушного богача из притчи о богаче и Лазаре. Равнодушие клеймили и предшественники Бенедикта XVI на Папском престоле. Павел VI видел в нем главный корень проблем современного мира, а потому писал: «Человечество страдает тяжелой болезнью. Причина этой болезни – не столько недостаток материальных благ и их концентрация в руках немногих, сколько распад братских связей между отдельными людьми и между народами».

В своем Послании на Великий Пост 2012 года Бенедикт XVI больше всего внимания уделяет одному из аспектов взаимной заботы, который, по его убеждению, забыт современным миром, а именно, братскому увещанию с мыслью о вечном Спасении ближнего. В современной Церкви существует отзывчивость на материальные нужды ближних, зато почти совершенно обходится молчанием духовная ответственность за братьев, — читаем мы в Послании.
Совсем иначе обстояло дело, — подчеркивает Папа, — в Церкви первых столетий и в зрелых христианских общинах, где заботились не только о материальных потребностях брата но и о здравии его души с мыслью о его вечном призвании. Сам Иисус призывал обличать согрешающего брата, а в традиции Церкви «увещание грешников» считается «делом милосердия в отношении души». Актуализация этого аспекта христианской любви крайне важна сегодня, — настаивает Папа, — и продолжает: «Нельзя молчать перед лицом зла. Я имею в виду поведение тех христиан, которые под предлогом уважения к другой человеческой личности или просто из соображений личной выгоды приспосабливаются к повсеместно доминирующей ментальности вместо того, чтобы предупреждать своих братьев об опасности форм мышления и поведения несовместимых с истиной и не ведущих ко благу».
Равнодушие к духовному благу ближнего проявляется и в забвении эсхатологической перспективы. В этой ситуации вся жизнь сводится исключительно к ее земному измерению, а во имя свободы индивида признаётся правомерность любого нравственного выбора.

С другой стороны Бенедикт XVI предупреждает, что братское увещание не должно сводиться к осуждению и обвинениям. Его цель – помочь ближнему стать на путь правды. Так и апостол Павел, призывая своих духовных чад заботиться о заблудших, указывал на грозящую опасность самим поддаться искушению. Ведь все мы – слабые и несовершенные, даже «праведник семь раз падает», — напоминает Папа, цитируя Книгу Притчей Соломоновых.
Подводя итоги, Бенедикт XVI отмечает, что братское увещание особо значимо в современном мире, в котором господствует индивидуализм и очень сильно искушение невмешательством. Но, поступая так, мы «угашаем Духа», не используем данные нам для нашего собственного блага и блага ближних таланты. Великий Пост – это предоставленный нам шанс обновить свою жизнь с помощью Слова Божия и Таинств. Тот, кто не прогрессирует в духовной жизни, неизбежно деградирует, — пишет Папа.

В свою очередь, ведущий презентацию кардинал Роберт Сара отметил, что обязанность братского увещания распространяется и на отношение Церкви в целом к современному миру. Мы не можем молчать при виде творящейся несправедливости, однако сегодня главным заданием Церкви должно стать напоминание человеку о существовании Бога и Его воле, — считает кардинал.
«Церковь принимает на себя роль пророка в этом мире прежде всего с той целью, чтобы указать на отсутствие Бога в нашей жизни, в чем и следует видеть подлинный источник несправедливости. Без вдохновляющего и обличающего нас Бога жизнь становится борьбой за существование за счет слабых. Наша основная обязанность по отношению к миру – возвещать ему, что Бог существует и наше будущее зависит от того, признаём ли мы Его власть, которой на самом деле все мы подчинены. Там, где нет Бога, нашего Отца, побуждающего нас к солидарности и делению с другими людьми, жизнь замирает, а братство становится пустой утопией», — сказал председатель Папского Совета Cor Unum.

Вскоре мы опубликуем на нашем сайте и полный текст Папского послания.

Перевод: Сибирская католическая газета

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна