Трудные вопросы. Противоречит ли христианству психоанализ Фрейда?

ВОПРОС:
Не могли бы вы объяснить, почему многие священники критикуют психоанализ Фрейда? Противоречит ли он христианству?

ОТВЕТ:
Безусловно, не все утверждения Фрейда можно принять. Среди них, например, идея о том, что глубинные мотивировки всякого нашего действия объясняются сексуальным влечением. Папа Пий XII заклеймил это суждение как «пансексуализм».
Папа Иоанн Павел II, будучи еще преподавателем в Люблинском университете, критиковал теорию Фрейда, согласно которой наслаждение, удовольствие являются «первоочередной целью сексуального импульса, и, даже более того, — всей жизни человека. Передача жизни, деторождение при таком подходе есть цель побочная — цель per accidens. Таким образом, объективная цель сексуального импульса при таком подходе — цель дальняя и как бы несущественная» (это цитата из книги блаженного Войтылы «Любовь и ответственность»). Кароль Войтыла утверждает, что, когда человека рассматривают только с точки зрения наслаждения, которое он доставляет, то есть чисто утилитаристски, «католическая этика, напротив, протестует, исходя из своих персоналистских положений: нельзя руководствоваться одним только «расчетом удовольствия» там, где в игру входит отношение к личности — личность никоим образом не может быть объектом использования. Вот истинный стержень конфликта».
Ценными же открытиями Фрейда можно назвать следующие: во-первых, то, что он выявил механизм отторжения, не позволяющий важным инстинктивным и конфликтуальным элементам войти в сознание; во-вторых, Фрейд выяснил, что силы подсознательного динамичны, а не статичны; в –третьих, он утверждал о существовании психической эволюции и созревания, которое происходит в несколько этапов.
Психоанализ как , сформировавшаяся примерно в конце XIX века благодаря Фрейду и развивавшаяся в разных направлениях в ХХ веке, ставит перед собой двойную цель: теоретическую и практическую.
С теоретической точки зрения психоанализ изучает глубинное измерение человеческой психики, сферу бессознательного и подсознательного как основной компонент личности, основное начало поступков и поведения как здоровых, так и больных людей. А практический психоанализ представляет собой эффективную терапию неврозов и других видов умственных расстройств.
От фрейдовского анализа подсознания, согласно которому источником всех психических побуждений является либидо, то есть половой инстинкт, а невроз объяснялся как следствие подавления и фрустраций этого влечения, — от этого тезиса дистанцировались с самого начала Адлер и Юнг.
Адлер утверждает, что в основе человеческой психики находится не половое влечение, а инстинкт самореализации, то есть стремление к тому, чтобы жизнь удалась. А Юнг считает, что подсознание, лежащее в основе индивидуальной психической жизни, не объясняется никаким инстинктом, а относится к наследию идей и чувств: психика – утверждает Юнг – коренится в коллективном подсознании.
Различные интерпретации подсознания были развиты впоследствии Хиллманом, Рикёром, Фроммом и другими. На стезе Фрейда помещается также транзакционный анализ Эрика Берна, основанный на динамике группы и направленный на разумный контроль подсознательного конфликта и приспособление личности к ее проблеме. Транзакционный анализ построен на убеждении, что субъект в состоянии принять решение и начать процесс преобразования своей жизни. Этот метод психоанализа находит свое применение в педагогике и в богословии – как протестантском, так и католическом.
Основными рисками психоанализа можно назвать переоценку его роли, когда он превращается в основное объяснение реальности, покидая научную почву и углубляясь в философскую; а также переоценку подсознания, когда его считают основным двигателем человеческой жизни, в то время как личность обладает самосознанием, самоопределением, разумом и свободой.

Источник: Радио Ватикана

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна