Третий день визита Папы Франциска в Святую Землю

Встреча с мусульманами

Утром 26 мая в здании Исламского Совета на Храмовой горе встретился с Верховным муфтием Иерусалима. В своей речи Святой Отец назвал мусульман «друзьями» и «дорогими братьями», выражая благодарность за возможность провести встречу в этом священном месте.

Папа отметил, что, следуя по стопам своих предшественников, в особенности Павла VI, он хотел приехать как паломник в места, ставшие свидетелями земной жизни Иисуса Христа. «Однако моё паломничество было бы неполным без встреч с людьми и общинами, которые живут на этой земле, и поэтому я особенно рад быть с вами, верующими мусульманами, дорогими братьями».

«В этот момент, — сказал Папа, — мои мысли обращаются к фигуре Авраама, который жил как паломник на этой земле. Мусульмане, христиане и иудеи признают в Аврааме, хотя и каждый по-своему, отца в вере и великий пример для подражания. Он стал паломником, оставив свой народ, свой дом, для того, чтобы предпринять духовное приключение, к которому призвал его Бог».
«Паломник, — продолжил Папа, — это человек, который становится бедняком, отправляется в путь, стремится к великой цели и живёт надеждой на полученное обетование (ср. Евр 11,8-19). Это было внутренним состоянием Авраама, это должно быть и нашим духовным стремлением. Мы никогда не можем считать себя самодостаточными и властелинами собственной жизни; мы не можем прятаться под наши убеждения. Перед лицом тайны Бога все мы – бедняки, мы чувствуем постоянную готовность выйти из самих себя и повиноваться Божьему призыву, мы должны быть открытыми для будущего, которое Господь желает построить для нас».

«В этом нашем земном странствии, — отметил Папа Франциск, — мы не одиноки: мы пересекаем маршруты других верующих, иногда разделяем с ними часть пути, иногда вместе останавливаемся на привал, который придаёт нам сил. Такой является и сегодняшняя встреча, и я принимаю её с особой благодарностью: это желанный совместный привал, ставший возможным благодаря вашему гостеприимству, в паломничестве нашей жизни и наших общин. Мы живем в братском общении и обмене, которые могут дать нам подкрепление и новые силы перед лицом стоящих перед нами общих проблем».
«Мы не можем забывать, — подчеркнул Святой Отец, — что паломничество Авраама было также призывом к справедливости: Бог возжелал, чтобы Авраам стал свидетелем деяний Господних и Его подражателем. Также и мы хотели бы стать свидетелями деяний Господних на земле и поэтому на нашей сегодняшней встрече мы снова чувствуем настоятельный призыв быть миротворцами и защитниками справедливости, просить об этих дарах в молитве и получать свыше милосердие, великодушие и сострадание».

В заключение речи Папа Франциск сказал: «Дорогие братья, дорогие друзья, в этом священном месте я обращаюсь со смиренным призывом ко всем людям и общинам, которые соотносят себя с Авраамом: будем же по-братски уважать и любить друг друга! Научимся воспринимать чужую боль! Пусть никто не пользуется насилием во имя Бога! Будем же работать вместе ради справедливости и мира! Салам!»

Посещение «Стены плача», горы Герцля и мемориала «Яд Вашем»

Затем понтифик направился к «Стене плача» – единственной сохранившейся стены Иерусалимского Храма. Святой Отец поместил в зазор между камнями конверт со словами молитвы из 122 псалма, в которых он просит «Бога Авраама, Исаака и Иакова» о мире для Иерусалима. Затем Папа тепло приветствовал двух своих друзей из Аргентины: раввина Авраама Скорку и лидера аргентинских мусульман шейха Омара Ахмеда Аббуда.

После молитвы у «Стены плача» понтифик направился на гору Герцля – самую высокую точку Иерусалима, где расположено национальное кладбище Израиля. Там он возложил венок на могилу провозвестника еврейского государства – Теодора Герцля и, по пути к мемориальному музею «Яд Вашем», немного изменив программу по просьбе премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, помолился у мемориала жертв террористических актов

Лейтмотивом речи-рассуждения Святого Отца в посвященном Холокосту иерусалимском мемориале «Яд Вашем» стали слова Господа из 3-ей главы Книги Бытия «Где ты, Адам?» Папа подчеркнул разрушительную реальность направленного против человека зла, которое всегда находится в контрасте с достоинством человеческой личности, сотворенной Богом по Его образу и подобию.
Иерусалимский мемориал, по словам Папы, – это напоминание о том, к чему может привести идолопоклонство и отречение от Бога. Рассуждение Франциска в значительной мере состояло из вопросов, которые на страницах Ветхого Завета были заданы от лица Самого Бога, и адресатом которых был человек. Прошли века, но для современных людей они звучат еще более актуально: «Кто ты, человек? (…) Что заставило тебя так низко пасть? (…) Что послужило причиной подобной бесчеловечности и морального разложения? Кто заразил тебя гордыней распорядителя добра и зла? Кто убедил тебя, что ты – бог?» «Ты не только пытал и убивал своих братьев, но принес их в жертву ради самого себя, потому что объявил себя богом», — с горечью констатировал понтифик.

Он завершил свою речь-размышление молитвой к Богу: «На нас обрушилось величайшее зло из всех, что когда-либо творились под небом. Господи, услышь мою молитву. Внемли моей мольбе, Боже милосердный. Избавь нас от этой чудовищной жестокости. Дай нам силу устыдиться того зла, которое мы, люди, смогли сотворить. Устыдиться зла, подобного которому не было. Пусть подобное никогда больше не повторится. Никогда больше!»

Встреча с духовными и светскими лидерами Израиля

В Иерусалимской Большой Синагоге Святой Отец встретился с двумя верховными раввинами Израиля (для евреев-ашкенази и евреев-сефардов). В своем выступлении Папа говорил об узах дружбы, связывающих его с евреями, о глубоких отношениях с иудейской общиной, начало которым было положено еще во время его служения в Аргентине.
«Связь между иудеями и христианами задана Богом и перерастает нашу волю, а потому остается нерушимой, несмотря на все проблемы в наших отношениях, которые, к сожалению, имели место в истории. Ныне у католиков существует тенденция по достоинству оценить иудейские корни собственной веры. Я надеюсь, что вашим содействием также и в еврейской среде сохранится, а, если это возможно, и вырастет заинтересованность, прежде всего среди молодых поколений, в более близком знакомстве с христианством, в том числе и на этой благословенной земле, где оно имело свое начало», — подвел итог понтифик.

Затем Святой Отец встретился с президентом Израиля Шимоном Пересом в его резиденции. «Пусть Иерусалим будет поистине Городом мира!» — сказал в своем слове Папа. – Пусть воссияют во всей полноте его самобытность и его священный характер, его универсальное культурно-религиозное значение как сокровища для всего человечества! Как это прекрасно, когда паломники и местные жители могут свободно посещать святые места и участвовать в богослужениях!»
По окончании беседы Папа и президент совместно посадили оливковое дерево, являющееся символом мира.

Встреча с католическим духовенством

Следующим пунктом повестки дня визита стала встреча Папы Франциска с католическими священниками, монашествующими и семинаристами в Базилике Наций в Гефсимании. Речь Святого Отца имела характер медитации, основанной на тексте из Евангелия от Луки, в котором описана молитва Иисуса с учениками в Гефсиманском саду. В этом месте Господь уединился в последние часы перед Своими Страстями, это место освящено Его молитвой вплоть до кровавого пота и, прежде всего, Его согласием принять горькую чашу из рук Отца.
Далее понтифик задал присутствующим целый ряд очень важных вопросов. Они должны были побудить священников, сестер-монахинь, воспитанников семинарий задуматься, какую позицию они занимают по отношению к страждущему Господу.

«Принадлежу ли я к тем, — сказал Папа, — кто, несмотря на приглашение Иисуса бодрствовать вместе с Ним, засыпают вместо того, чтобы молиться, пытаются бежать, закрывая глаза на реальность? Или же я один из тех, кто бежал в страхе, оставив Спасителя в наиболее трагический момент Его земной жизни? Или есть во мне лицемерие, фальшивость того, кто предал Господа за тридцать сребреников, кто, называясь другом, предал Его? Или, может быть, я – один из тех, кто проявил слабость и отрекся от Иисуса подобно Петру? Чуть раньше он обещал Иисусу пойти за Ним на смерть, а позднее, припертый к стенке, поддавшись страху, клялся, что не знает Его. Или я напоминаю тех, кто уже устроил себе жизнь без Него, подобно двум ученикам, идущим в Эммаус, несмысленным и медлительным сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки? Или всё-таки, слава Богу, мое место среди тех, кто был верен до конца, по примеру Девы Марии и апостола Иоанна? Когда на Голгофе всё погрузилось во тьму и казалось, что нет уже никакой надежды, оставалась только любовь, которая сильнее смерти. Любовь Матери и возлюбленного ученика побудила их остаться у подножия креста, чтобы до конца разделить страдания Иисуса».

Святой Отец подчеркнул, что любовь Иисуса к нам, Его верность и милосердие – это бесценный дар, и благодаря ему мы имеем силы следовать за Ним не взирая на наши слабости, ошибки и измены. Однако необходимо бодрствовать, чтобы не поддаться козням искусителя.
«Существует диспропорция между величием Иисусова призвания и нашим ничтожеством, между высотой миссии и нашей человеческой низостью. Но Господь по великой благости Своей и Своему бесконечному милосердию постоянно держит нас за руку, чтобы мы не утонули в море паникерства. Он – всегда рядом с нами, ни на минуту не оставляет нас одних. Так не дадим же страху и отчаянию победить нас, а бесстрашно и с упованием устремимся вперед на нашем пути и в исполнении нашей миссии!» — подвел итог Папа.

Месса в Сионской Горнице

Вечером последнего дня своего визита Папа Франциск вместе с католическими епископами Святой Земли отправил Мессу в Сионской Горнице – на том месте, где Спаситель совершил Тайную Вечерю со Своими учениками, а позднее апостолы с Девой Марией приняли на Пятидесятницу обетованного Святого Духа.

«Здесь родилась Церковь, родилась, чтобы отсюда выйти, — сказал в своей проповеди понтифик. – Отсюда она вышла, имея в руках преломленный хлеб, перед глазами – раны Иисуса, а в сердце – Дух любви. Воскресший Иисус, посланный Отцом, в Сионской Горнице излил на апостолов Свой Дух и Его силой послал их обновить лицо земли. Исход, уход не означает забвения. Церковь, уходя, сохранила память о том, что здесь произошло; Дух Утешитель напоминает нам о каждом слове, каждом жесте и разъясняет их смысл».

Святой Отец подчеркнул, что Сионская Горница напоминает нам о служении Иисуса ученикам и о жертве, совершаемой в ходе служения Евхаристии. Это место напоминает и о дружеских чувствах Иисуса к ученикам. Это – самое прекрасное, что только может испытать христианин, а особенно священник. Сионская Горница является также местом прощания и местом обетования новой встречи. Но с ней же связаны и негативные воспоминания, воспоминания измены, ожесточения, здесь прозвучал вопрос: «Кто предаст Тебя?»

«Сколь же много благ проистекло из Сионской Горницы! – продолжил Папа. – Сколько же милосердия, подобно полноводной реке из источника, бывшего первоначально маленьким ручейком, здесь излилось! Все святые черпали из этого источника; великая река святости Церкви неизменно берет здесь свое начало, каждый раз заново, из Сердца Иисуса, из Евхаристии, из Его Святого Духа… Наконец, Сионская Горница напоминает нам о появлении новой семьи, Церкви, нашей Святой Матери иерархической Церкви, основанной воскресшим Иисусом. У этой семьи есть Мать, Пресвятая Дева Мария. К этой огромной семье принадлежат христианские семьи, в ней они находят свет и силу, чтобы продолжать путь и обновляться в трудах и жизненных испытаниях. Вступить в эту великую семью приглашены и призваны все чада Божии из всех племен и народов, все браться и сыновья одного Отца Небесного. Вот она, перспектива Сионской Горницы – перспектива Воскресшего и Его Церкви».

Сибирская католическая газета

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна