Тепло и уютно?

Тепло и уютно?

Нет ли у вас ощущения, что волны депрессии, как Чермное море фараоново войско, поглощают нас? Кажется, что даже модным стало жаловаться на плохую погоду, скуку, неискренность чужих улыбок… Плачутся все, от пожилых до молодежи, которой по возрасту еще положено, кажется, быть жизнерадостной. Вероятно, мы подцепили особый вирус занудства и вжились в образ царевны Несмеяны.

Психологи нередко говорят о «синдроме эмоциональной холодности». Он по-разному проявляется. Несмеяна – это только одним из возможных вариантов. Стоит обратить внимание, что это женский тип поведения. Кажется, совсем недавно об этом говорил о. Игорь Ковалевский в своем докладе на конференции, посвященной семье. Женская эмоциональная составляющая, все больше захватывающая в целом и, естественно, тоже. Томная дева, поглощенная своим особым, как ей кажется, внутренним миром и грезами весны, которая все никак не наступит. Этот образ все больше и больше проявляется в разных сферах, в том числе и церковной жизни.

depr_02

Вы скажите, что люди всегда страдали меланхолией. И с эти утверждением трудно не согласиться. Само это слово греческого происхождения и состоит из двух слов «черная» и «желчь». Впервые мы встречаем меланхолию в «Иллиаде» Гомера. О ней писали Платон, Аристотель и другие древние мужи. Каждый век ученые и философы анализировали это состояние, чтобы помочь страждущему. Правильнее сказать страждущей, потому что чаще всего пациентами оказывались женщины. В большинстве случаев причинами меланхолии, говоря современным языком, депрессивных состояний, были физиологические проблемы, которые сейчас легко решаются при помощи лекарств, массажей, прогулок и продолжительного сна. Куда сложнее дело обстоит с навязчивыми состояниями, которые не просто присутствуют в жизни человека, но еще и культивируются культурным слоем. Ведь это так мило написать грустный пост в соцсети и потом считать лайки. Или послать смс-ку другу, жалуясь на несовершенство реальности. И чисто католическая забава: пойти к священнику, духовнику, знакомой монахине и долго плакаться в столу, велон или шарф. С умным лицом выслушать советы и продолжить жить в той же тональности и с уверенностью, что все мы разные, и каждый имеет право на грусть.

Интересно, для кого звучат слова Папы о радости? Цитат из Святого Отца можно привести множество. Мы их не упускаем случая повторять, но депрессивная повседневность оказывается сильнее. Почему?

Причин множество, но, пожалуй, одна лежит прямо на поверхности. Это – , в которой мы живем. Даже те, кто старается оградить себя от влияния СМИ и рекламы, не может полностью абстрагироваться от реальности. Современная нацелена в первую очередь на наши чувства. Мы все больше живем в системе спонтанных покупок. Как дети! Зашли в магазин, увидели красивую штучку или рекламу красивой штучки, на которой изображены счастливые люди, и купили. Зачем? Уже не важно! Впрочем, это не только детская особенность. Мы, женщины, тоже этому очень подвержены. Не зря же столько сказок про расточительных жен.

depr_03

Спонтанно приобретаем мы то, что бьет по нашим эмоциям. Мы, словно листья, плаваем по поверхности. Самый яркий пример – это, конечно, соцсети. Больше всего лайков собирают умильные картинки. Котики, собачки, чужие детки. Католические «котики» в виде фотографий Папы, любимых священников и монахинь не являются исключением. Читать длинный текст – нет, спасибо, много букв! Эмоции поглощают нас и для современной культуры, основанной на продажах и рейтингах это нормально.
Проблема в том, что с этим «эмоциональным багажом» мы приходим в Церковь. И сталкиваемся совсем с другой культурой ценностей. Нам хочется, чтобы музыка обязательно ласкала слух. Если на мессе поет нестройный хор прихожан, то всё… Молитвы не получилось! «Бабушка рядом со мной так орала, что какая уж тут молитва», — жалуемся мы. Совсем не важно, что при этом «орала» она очень искренне, да и вообще последние лет десять туга на ухо…

Такой подход пронизывает все. Хочется комфорта в храме, в приходе. В первую очередь эмоционального комфорта! «Тепло и уютно» становится лейтмотивом жизни, в том числе и церковной. Даже по преимуществу церковной. Но эта «песенка» никак не укладывается в формат Благой Вести. Вроде и ноты те же, но …

Господь призывает Своих учеников быть не от мира сего. Выйти за пределы мейнстрима, стать настоящими. Значит, перестать купаться в своих эмоциях, уйти с потребительской поверхности мира и посмотреть в глубину. Там, среди кораллов и водорослей, бывает очень холодно и темно. Многие святые писали об этом состоянии, называя его темной ночью веры. В этой ночи умирают эмоции, а иногда даже и чувства, чтобы впустить в жизнь человека что-то другое, правильнее сказать, Кого-то. Удивительно, но именно там, на глубине, среди холода, в отсутствии эмоционального воздуха, в полной тишине и приходит откровение.

depr_04

И вот тут-то рождается царевна Несмеяна! Рано или поздно каждого человека Бог приводит к эмоционально-потребительскому тупику в его церковной жизни. Мы это обычно называем «в последнее время я ничего не получаю от Церкви». Или «я столько делал в приходе и ни одного «спасибо», как-то надоело». Рано или поздно звучит такая фраза, звучит хотя бы в голове. Она показывает, что эмоциональный лимит исчерпан. Поиски прекрасного, комфортного существования завершились. Так же как и поиски принятия, уважения, самоутверждения и самореализации на церковном поприще. Что делать?

Самая простая дорога ведет в чертоги Несмеяны. Мы одеваем маску тоски и начинаем страдать. Тут же рядом оказывается куча людей, которые стремятся нам помочь, поддержать. Результат достигнут! Снова теплые слова, сочувствие, похлопывания по плечу, любовь, принятие. Наши эмоции радостно хлопают в ладоши! При этом сохраняя тоскующую мину на лице. С одним только «но». Настоящая тоска, которая проникла в сердце, никуда не уходит. Добрые слова, улыбки, советы начинают казаться ложью, химерами, скрывающими свои страшные гримасы. И на нас обрушивается одиночество. Собственно, образ Несмеяны завершен. Теперь можно идти с этим по жизни, делясь с другими такими же принцессами своим проблемами и находками.
А теперь вспомним сказку о Несмеяне. Искала душа принцессы возлюбленного своего, подобно невесте из Песни Песней. Эмоции бушевали внутри нее. Кстати, Возлюбленная из Песни песней тоже это переживает: «Отворила я Возлюбленному моему; но Возлюбленный мой ускользнул, ушел. Душа у меня вышла, когда он заговорил. Я искала Его, и не находила Его; звала Его, и Он не ответствовал мне. Нашли меня стражи, ходящие по городу; били меня, изранили меня, сняли с меня верхнюю одежду мою стерегущие стены. Заклинаю вас, дщери Иерусалима: если найдете Возлюбленного моего… что же вы скажете Ему?.. Что я от любви изнемогаю…» (Песн. песн.5,6-8).

В чем разница между Несмеяной и Возлюбленной? Первая пытается скрыться от эмоций, ищет комфорта, тепла, уюта и в результате замыкается в своих проблемах. Вокруг нее, действительно, химеры. Кстати, вспомним, что эти изображения находятся за пределами храма. Они живут на стенах церкви, но не входят внутрь, потому что в них нет правды. Их порождает сон разума, как известно. И вот тут мы находим золотой ключик от покоев Несмеяны. Эмоции живут вне разума. У Возлюбленной же, напротив, все находится в гармонии. Ее эмоции подчинены разуму. Именно поэтому она находит в себе силы для поисков Возлюбленного. Ей удается занять не удобную страдающую, а активную позицию. Она ищет, пока не обретает. «Ищите и найдете» (Мф 7,7), — напоминает нам Евангелия. «Царство Небесное силою берется» (Мф 11,12).

depr_05

Вопрос в том, что же мы ищем? Несмеяна хотя бы хотела выйти из своего печального состояния. Спасает ее от навязчивого депрессии ни какое-то особое снадобье, молитвенная группа, великий духовник, а простой . Его отличает доброта, доверие и простота. Из этого легко выводятся три совета по победе своих вечно страдающих эмоций: никого не осуждать, доверять Богу и не искать каких-то особых вершин духа. В конце концов, наш Учитель был из семьи простого плотника и родился в хлеву.
И второй момент: выйти за пределы современной культуры и включить разум. Включить его там, где хочется эмоций. Потеряв Возлюбленного, искать Его, изобретая все новые и новые пути поиска.

Всем нам хочется, придя в храм, быть героем диснеевского мультфильма. Прекрасным, красиво поющим, на которого все смотрят с нежностью и умилением. Только мультипликационный герой, выполненный даже в формате 3D, никогда не сойдет с экрана и не обретет плоть и кровь. Куда интереснее, оставив свои «тепло и уютно», как возможную достижимую цель, отправиться в мастерскую мультипликатора, увидеть изнурительный труд и полет фантазии. Лучше мыть полы, глядя, как создается шедевр, чем красиво страдать на экране, умирая каждый раз, когда нажимается «стоп». Как говорила Мать Тереза: «Я верю в малые дела, именно в них наша сила».

 



1Автор:
Анна Гольдина — прихожанка храма святой Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге. Искусствовед, психолог, магистр богословия. Постоянный автор ряда православных и католических журналов. Редактор блога «Тау». Замужем. Мать троих детей.

 

 

Источник: Gaudete.ru

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна