ТАИНСТВО ЕВХАРИСТИИ

6 июня – Пресвятые Тело и Кровь Христа
11 июня – Святейшее Сердце Иисуса

Любимый ученик Иисуса Христа, святой Иоанн, написал в своем Евангелии о Тайной Вечере Господа удивительное, значимое слово: «Иисус, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» (Ин 13,1). Этим он хотел сказать, что, конечно, вся жизнь Иисуса была постоянным доказательством Его любви; Его любовь проявлялась в Вифлееме, в Назарете, вообще во всех местах, где Он бывал. Но высшую степень Его любовь приобрела в горнице Тайной Вечери в Иерусалиме. Там, вечером накануне Своих страстей и смерти, Он начал писать Свое завещание. И первое, что Он хотел в нем оставить нам, было наследство, которое должно заключить в себе все чудеса Его любви. Это и есть Евхаристия. Подумаем, какие богатства, какой клад Божественный Спаситель нам оставил в этом драгоценном наследстве!

Первый клад, который достался нам в наследство от установления Иисусом Евхаристии – это Его Святейшее Сердце. Как учит Католическая Церковь, в Святых Дарах, хранящихся в дарохранительницах наших храмов, под видом хлеба присутствует Иисус, Иисус преображенный, весь Иисус, а значит, и Его Святейшее Сердце, которое является образом любви, которое называется «вместилищем любви». Да, здесь стучит Святейшее Сердце Иисуса, здесь Оно пылает горячим стремлением к спасению душ! Удивительно! Однажды Господь сказал царю Соломону, в день освящения храма в Иерусалиме: «Будут очи Мои и сердце Мое там во все дни» (3 Цар 9,3). И вот как, буквально, это обещание исполнилось в храмах Нового Завета. И это первое богатство Евхаристии – постоянно живущий в наших храмах, любящий нас Иисус Христос!

Когда мы кого-то очень сильно любим и хотим ему это доказать, то объясняемся в любви и говорим: «Сердце мое отныне принадлежит тебе, я дарю тебе мое сердце, пусть всё оно будет твоим». Но то, что мы можем выразить только символически, Иисус совершил в действительности. Дабы никто не засомневался в Его любви, Он действительно, устанавливая Евхаристию, подарил нам Свое Божественное Сердце, «записал» нам его в Своем завещании! И какое же богатое наследство мы получили! Израильский народ утешался духовным богатством, каким он располагал, обладая святыней Ковчега Завета. Но что значит та святыня в сравнении со святыней Евхаристии. В этом ковчеге Нового Завета хранятся не каменные скрижали, а бьется живое Сердце Иисуса Христа, в Котором «обитает вся полнота Божества телесно» (Кол 2,9) и «сокрыты все сокровища премудрости и ведения». В этом сердце мы обладаем источником всякого утешения и мира, бездонным милосердием и сокровищницей всех богатств Бога.

В нашей бедной земной жизни мы так часто желали бы иметь сердце, которое нас действительно бы любило, внушало бы нам полное доверие и могло бы дать нам всё, что может послужить нашему утешению и благу. «Сердце всегда нуждается в другом сердце». Увы! Как редко найдешь такое сердце среди людей! И вот, потому что Иисус это хорошо знал, Он захотел подарить нам Свое Сердце, в котором с любовью соединяется всемогущество. Какой надеждой, каким утешением для нас звучат слова, в которых Сердце Иисуса в Евхаристии призывает нас прийти к Себе: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф 11,28). Это зов Любви! Ты так часто чувствуешь себя слабым и бедным, ты так нуждаешься, измученный трудами и тяготами, в утешении, в отдыхе, в помощи, в воодушевлении… – Так поспеши же к Дарохранительнице! Пусть Сердце Иисуса станет твоим прибежищем! Оно призывает и ожидает тебя, как сердце любящего отца, который исполнен милосердия к своим детям, как сердце верного друга, который всегда может и хочет помочь, как сердце возлюбленного Спасителя, Который никогда никого не отпустит без благословения и благодати, если только к Нему приходят со смирением и надеждой.

Каждый раз на Святой Мессе мы становимся свидетелями и участниками двух великих, благодатных тайн Христа: Его искупительной жертвы и укрепляющей нас в земном странствии трапезы.

Первое несравненное богатство, которые мы получили в наследство от Господа в Евхаристии – это Его страдания и смерть. Апостол Павел говорит: «всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете» (1 Кор 11,26). В Святой Мессе Сердце Иисуса словно заново пронзается за нас копьем, как однажды это случилось на кресте.

Здесь мы в очередной раз находим повод, чтобы прославить великие дела Господни. По Его предвечному Провидению, Он захотел искупить мир не только через жизнь, учение, пример и чудеса воплотившегося Богочеловека, но, прежде всего, через Его страдания и смерть. И как наш Спаситель остается в Евхаристии посреди нас Своей жизнью, словом и учением, так Он восхотел остаться среди нас и Своей смертью; таинственно продлить Свою смерть в Святых Мессах, чтобы искупление во всех своих последствиях стало доступно людям всех времен. Для этой цели Иисус установил Евхаристию именно как Жертву. Господь однажды сказал: «Я есмь Пастырь добрый… и жизнь Мою полагаю за овец…» (Ин 10,14-15). «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин 15,13). И это величайшее доказательство Своей любви – в жертве Своей жизнью – Он восхотел подарить нам не только один раз, на Голгофе, но и продолжить его до конца времен, сделать его постоянным даром нам – самым драгоценным из всех даров. Теперь нам становится понятно, каким святым, таинственным, благодатным богослужением является Месса. В этом же заключается причина, по которой наша Церковь провозгласила участие верующих в воскресной Мессе обязательной к исполнению заповедью. Нет сомнений, что Святая Месса является совершенной Жертвой, которой мы можем самым достойным образом прославить Триединого Бога, наилучшим образом отблагодарить Его и самым надежным образом испросить у Него столь необходимую нам благодать. Святая Месса – это самая большая сокровищница в мире, неисчерпаемое море благодати, и одновременно – источник всякого земного благословения. Она наполняет небеса радостью и восхищением, приносит утешение и избавление в чистилище и изливает на землю полноту Божьих даров и благословений. Разве это не достаточное основание, чтобы всем нам с ревностью и воодушевлением участвовать в Святой Мессе?

А второе, чем мы обладаем в таинстве Евхаристии, – это Вечеря Агнца, небесный пир, на который все мы приглашены не только в качестве зрителей, но и в качестве полноправных участников, а потому можем смело вкушать от общего стола. Если Податель всякой благодати в этом таинстве Сам приходит в наше сердце, какой еще благодати нам может недоставать? Величие и славу этого благодатного Таинства мы можем лучше всего увидеть на примере того действия, какое Святое Причастие производит на тело и душу, если только мы достойно его принимаем. Оно доставляет высочайшие отличия и почести нашему телу, ибо в Святом Причастии наше тело становится Храмом Господним, а наше сердце – Господним Престолом. Мы становимся словно бы «носителями Христа» (Christoforus), как любили себя называть первые христиане, и вместе с апостолом мы также можем воскликнуть: «и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал 2,20). Через Таинство Евхаристии наше тело вновь обретает семя бессмертия, возвращает преображенную вечную жизнь, которую оно утратило в первом грехе Адама. Сам Господь уверяет нас в этом: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать… и Я воскрешу его в последний день» (Ин 6,35.40).

Не менее чудесны действия благодати Святой Евхаристии на душу. Здесь душа питается небесным хлебом, которым в ней поддерживается и укрепляется сверхъестественная жизнь, пища ангелов, содержащая в себе всю сладость неба. Здесь нашей душе уготовано лучшее лекарство, которое предохранит ее от смерти греха, излечит злые пороки, даст ей вкус и силу ко всякому добру и рост во всех добродетелях. Здесь наша душа празднует небесную вечерю, пир, где Иисус, Жених нашей души, справляет с ней свадьбу. И самое удивительное проявление святой Евхаристии состоит в том, что мы, бедные твари, в Святом Причастии принимаем участие в божественной жизни Иисуса Христа, мы словно обожествляемся, становимся похожими на Бога. Если мы как следует поразмыслим над этой тайной, то поймем слова одной святой, которая однажды сказала: «О, Иисус, Ты нас слишком сильно любишь!» И святой Августин ничуть не преувеличивал, когда писал: «Хотя Господь всемогущ, Он не мог нам ничего большего дать; хотя Он премудр, Он не знал ничего прекраснее нам подарить; хотя Он самый богатый, Он не смог нам найти ничего более драгоценного».

Из проповедей Владыки Иосифа Верта (1997 г.)

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна