Святая Плащаница – это материальное знамение победы Божией любви

В воскресенье 2 мая Папа совершил апостольское путешествие в город Турин на севере Италии, главной целью которого было поклонение знаменитой Туринской Плащанице – полотну, в которое по преданию было обернуто тело Распятого Христа. Понтифик прибыл в Турин рано утром на самолете. На площади Сан Карло, куда въехал на «папамобиле», его встречало свыше 50 тысяч человек, а слова приветствия произнесли мэр города Сержио Чампарино и архиепископ Туринский, кардинал Северино Полетто.

Здесь же, на площади Сан Карло, понтифик возглавил Св. Мессу под открытым небом. «Прославление Христа начинается с Его Страстей, — сказал Папа в своей проповеди. – Эти две грани пасхальной тайны – Страстей и Славы – взаимно проникают друг друга и составляют одно нераздельное целое. Судьба преданного Иудой и осужденного на смерть Учителя – это и есть момент Его вхождения в славу. Оно не связано исключительно с Воскресением, оно начинается с момента Страстей. Вхождение в славу включает и иные тайны из жизни Христа: Его восхождение к Отцу, а также Его завещание ученикам, содержащее “новую заповедь любви”.

Оставляя нам “заповедь новую”, Иисус призывает нас жить Его любовью, которая призвана стать достойным доверия, красноречивым и действенным знамением пришествия Царствия Божия, обращенным к миру. Очевидно, что мы – существа слабые и ограниченные. В нас постоянно живет некое сопротивление любви, в нашей жизни нет недостатка в трудностях, причиняющих разделения, взаимные неприязнь и обиды. Однако Господь обещает навсегда остаться среди “своих”, делая нас способными любить щедро и без оглядки, превозмогая все препятствия, включая и те, которые находятся внутри, в наших сердцах. Если мы соединяемся со Христом, то обретаем силы, чтобы любить такой любовью. Любить ближних так, как возлюбил нас Иисус, возможно лишь благодаря силе, которую мы получаем, вступая в отношения с Ним, в первую очередь, – в Евхаристии, реально воплощающей Его Жертву любви, рождающую любовь. Вот где следует искать источник постоянной новизны в мире, источник неустанного прославления Бога, осуществляемого в человеческой любви, подражающей любви Иисуса».

Далее Папа обратился к различным категориям верных. «Работников в винограднике Господнем», клириков и монашествующих, он призвал к постоянному углублению отношений с Богом в любви. Только в любви они смогут обрести источник сил для пророческого возвещения Спасения. Им следует сосредоточиться на Евангельской вести.

Христианских супругов Святой Отец призвал с любовью исполнять свои простые ежедневные обязанности, преодолевая житейские ссоры и недоразумения. Представителей мира культуры и науки – внимательно вслушиваться в слово Благой Вести и вести смиренный диалог в поисках истины. Городские власти Турина – трудиться над созиданием более гуманной и братской атмосферы в городе.

Бенедикт XVI обратился в проповеди и к истолкованию девиза своего путешествия: «Passio Christi – passio hominis», т.е. «Страдание Христа – это страдание человека».

«Распятый, разделивший с нами наши страдания, о чем красноречиво свидетельствует Святая Плащаница, – это также Воскресший. Он желает вновь собрать всё сущее в Своей любви. Речь здесь идет о надежде невообразимо сильной, обоснованной, ибо, по слову Книги Откровения: “И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло” (Откр 21,4). Разве Святая Плащаница не свидетельствует нам именно об этом? В ней мы как в зеркале можем созерцать участие Господа в наших страданиях: “Passio Christi, passio hominis”. Поэтому Плащаница есть знамение надежды: Иисус Христос восходит на крест, чтобы поставить пределы злу. Чтобы мы, взирая на Его Пасху, предвосхищали мгновенье, когда с наших очей будет отерта всякая слеза, и не будет уже ни смерти, ни плача, ни вопля, ни болезни».

После окончания Мессы была прочитана полуденная молитва Богородице «Regina Coeli». Папа поручил всех жителей Турина опеке Матери Божественного Утешения, а в своем слове прояснил Ее роль как Свидетельницы Христа, Наставницы в вере и любви:

«Дева Мария в большей мере, чем кто-либо иной, видела Бога в лице человека Иисуса. Она видела Его новорожденным, как Он, завернутый в пеленки, спал в яслях; Она видела Его сразу после смерти, как Его, снятого с креста и обернутого в плащаницу, положили в гроб. Образ замученного Сына отпечатался в Ее душе, но этот образ был преображен в лучах Воскресения. Таким образом Сердце Марии хранит тайну Лика Христова, тайну смерти и славы. У Марии нам следует постоянно учиться созерцанию Иисуса очами веры и любви, умению видеть в Его человеческом лице Лик Божий».

После обеда в резиденции Туринского архиепископа вместе с епископами Пьемонта Бенедикт XVI встретился с туринской молодежью, а затем – с больными. Последняя встреча прошла в здании «Малого дома Божественного Провидения», основанного в 1832 г. туринским святым о. Джузеппе Коттоленго. Теперь это – огромный центр, включающий как госпиталь, так и интернаты для инвалидов и престарелых.

Главным же пунктом программы Папского визита было поклонение Святой Плащанице, выставленной в Туринском кафедральном соборе Св. Иоанна Крестителя. И здесь, у почитаемой всем христианским миром реликвии, Святой Отец произнес размышление, в котором назвал Плащаницу материальным свидетельством Великой Субботы, т.е. реальности смерти Спасителя и Его пребывания во гробе.

«В нашу эпоху, а особенно по окончании XX столетия, человечество проявляет особую чувствительность к тайне Великой Субботы, — сказал понтифик. — Сокрытие Бога – это составная часть духовности современного человека. Оно имеет экзистенциальный, во многом неосознанный характер. Его проявление – растущее внутреннее опустошение. После двух мировых войн, после концентрационных лагерей и Гулага, после Хиросимы и Нагасаки наша эпоха в значительной мере превратилась в одну нескончаемую Великую Субботу: сгустившийся мрак этого дня взывает ко всем, кто способен размышлять о жизни, а особенно – к верующим. Ведь и мы причастны той же тьме».

Далее Бенедикт XVI напомнил об известном факте: Плащаница – это своего рода фотопластинка, у которой есть «позитив» и «негатив». Символически это означает, что самая «темная» из тайн веры – это вместе с тем самое яркое знамение надежды, надежды, у которой нет границ. Великая Суббота – это в некотором смысле «ничейная территория» между смертью и Воскресением. И на эту территорию приходит Богочеловек, разделяя с людьми их судьбу, включая смерть и погребение.

«В это “безвременное время”, — продолжил Папа, — Бог, ставший человеком, разделил предельное и абсолютное одиночество человека, одиночество, в которое не проникает ни один из лучей любви, одиночество, в тишине которого не услышишь ни единого слова утешения. Это и есть “ад”. Иисус Христос, погрузившись в смерть, переступил порог этого предельного одиночества, чтобы провести через него вместе с Собой и нас. Но поскольку любовь простирается вплоть да “ада”, мы и в кромешной тьме человеческого одиночества можем расслышать взывающий к нам голос и нащупать ладонь, которая поднимет нас и выведет на свободу».

Если любовь вступила на заповедную территорию смерти, — отметил Святой Отец, — это предвозвещает победу жизни, предвосхищает восход новой надежды – в лучах Воскресения. «Мне кажется, что взирая на это святое полотно очами веры, мы можем уловить отблески упомянутого света. Я думаю, что тысячи людей приходят поклониться этому полотну как раз потому, что замечают в нем не только тьму, но и свет; не только поражение жизни и любви, но, скорее, их победу – победу жизни над смертью, любви над ненавистью. Короче говоря, они видят смерть Иисуса, но подразумевают Его Воскресение».

«Туринская Плащаница – это особо выразительный образ, икона, написанная кровью Человека, подвергнутого бичеванию, коронованного тернием, распятого, с пронзенными ребрами. Однако кровь Убиенного вопит о жизни, возвещает ее истечение из ран как из источника, забившего в тишине Великой Субботы», — подвел итог Папа.

Вечером 2 мая Бенедикт XVI вернулся в Рим.

Перевод: Сибирская католическая газета

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна