Священное Пасхальное Триденствие в Ватикане: Месса Навечерия Пасхи и Пасхальное послание Святого Отца

Субботним вечером 23 апреля Папа возглавил Мессу Навечерия Пасхи в соборе Св. Петра, в ходе которой преподал таинство Крещения шестерым взрослым людям, в том числе одному нашему соотечественнику. Крещение от руки Святого Отца приняли граждане Швейцарии, Сингапура, Китая, Перу, Албании и России.

Проповедь Бенедикта XVI была посвящена трем главным пасхальным символам: свету, воде и библейскому рассказу о сотворении мира.
«Почему так важно говорить о сотворении мира в Пасхальную Вигилию? Почему бы не начать с момента призвания Богом человека, его воспитания для общения с Богом, совместной истории Бога и людей?» — задался вопросом Святой Отец.
«Однако опустить рассказ о сотворении, — продолжил он, — значило бы неправильно понять саму историю взаимоотношений Бога с людьми, исказить ее, утратить из виду истинный признак ее величия. Размышление об установленной Богом истории обращает наш взор к ее истокам, т.е. к делу сотворения. Первыми словами Символа веры являются: “Верую в Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли…” Если исключить эти слова, История Спасения окажется слишком ограниченной и слишком короткой».
Далее Бенедикт XVI отметил, что суть дела сотворения мира ярче всего отражена в Евангелии от Иоанна: «В начале было Слово…». «Мир – это продукт Слова, — сказал Папа, — продукт Логоса, как говорит об этом св. Иоанн. Слово “логос” по-гречески может значить “причина”, “разум”, “смысл”, “слово”. Это – не механистическая, внешняя причина чего-то, а творческая Причина, Причина, которая являет и сообщает себя. Это Причина, которая одновременно и пребывает («есть у себя»), и творит («выявляет себя»). Таким образом анализ феномена сотворения показывает, что наш мир есть продукт деятельности творческой Причины. Следовательно, у истоков вещей не наблюдается отсутствие разума и свободы, напротив, источник всего – творческий Разум, любовь и свобода. Анализ библейского рассказа о сотворении, как и пролога к Евангелию от Иоанна, показывает, что в начале всего был Разум и что человечество – это не продукт поздней стадии случайной эволюции в одном из крошечных уголков расширяющейся вселенной. Если бы человек был продуктом случайного развития где-то на далекой окраине вселенной, то его жизнь не имела бы никакого смысла и могла бы рассматриваться просто как каприз природы. Однако в начале был Разум, творческий, божественный Разум».
Далее Святой Отец призвал верных встать на сторону разума, свободы и любви, т.е. на сторону Бога, Который любит нас так сильно, что ради нас пошел на страдания, дабы из Его смерти могла родиться новая, непреходящая, исцеленная жизнь.

И здесь Бенедикт XVI перешел к другой теме своей проповеди: радикальному изменению понимания смысла «первого дня недели», имевшему место в ранней Церкви.
Суббота первоначально была днем, в который Творец «почил от трудов Своих». В иудейской или ветхозаветной традиции неделя достигает своей кульминации именно в субботу, в день святого покоя, привилегированный день встречи с Богом и общения с Ним. Однако в новорожденной Церкви произошло нечто неслыханное, изменившее значение этого дня
«Для Церкви именно первый день недели стал днем литургического собрания, — отметил понтифик, — а значит – днем встречи с Богом, и всё это – благодаря Иисусу Христу, Который в первый день недели, в воскресенье, встретился со Своими учениками после того, как они обнаружили пустой гроб. С этого момента структура недели переворачивается с ног на голову. Отныне неделя уже не устремлена к седьмому дню как к своей кульминации ради участия в “святом покое Божьем”. Неделя начинается первым днем, днем встречи с Воскресшим. Эта встреча переживается заново в совершении Евхаристии, в ходе которой Господь вновь приходит “к Своим” и дарит Себя им, позволяя, так сказать, осязать Себя, садясь вместе с нами за стол.
И этот революционный поворот, происшедший на самой ранней заре становления Церкви, может найти разумное объяснение только в том случае, если в этот день произошло нечто экстраординарное. Первый день недели был третьим днем по смерти Иисуса, был днем, в который Иисус явился Своим ученикам как Воскресший. В этот день мир изменился. Этот Усопший живет новой жизнью, которой уже не угрожает смерть. Так были явлены новая форма жизни, новое измерение творения».
«Согласно Книге Бытия, — сказал в заключение Папа, — первый день недели – это день начала процесса сотворения мира. Ныне – это также день сотворения мира, но в новом смысле. Это – день нового творения. Мы чтим первый день недели и при этом чтим Бога и Его дело сотворения мира. Мы веруем в Бога, Творца неба и земли. Но мы также чтим Бога, ставшего человеком, пострадавшего, умершего, погребенного и восставшего из гроба. Мы чтим окончательную победу Творца и Его творения. Мы чтим этот день потому, что теперь, благодаря Воскресению Господа, окончательно установлен тот порядок вещей, в котором разум сильнее, чем абсурд, истина сильнее, чем ложь, а любовь сильнее, чем смерть».

В само Пасхальное воскресенье, 24 апреля, Святой Отец возглавил Мессу Воскресения под открытым небом, на площади Св. Петра, в которой участвовало свыше 100 тысяч человек.
Затем Папа, перед тем, как преподать в полдень традиционное благословение urbi et orbi («городу и миру»), огласил свое Пасхальное послание, в первую очередь констатировав, что Воскресение Христово не было плодом интеллектуальных спекуляций или мистического опыта. Оно является событием, выходящим за рамки истории, и всё же произошедшим в определенной точке времени и пространства и при этом оставившим в истории нестираемый след.
И в наши дни, в век новых технологий, христианская вера по-прежнему зиждется на свидетельстве первых учеников: тех самых, которые своими глазами увидели отодвинутый камень, пустой гроб, а также разговаривали с таинственными вестниками, сообщившими о Воскресении распятого Иисуса.
«Как весенние солнечные лучи, — сказал Папа, — пробуждают и раскрывают почки на ветвях деревьев, так и сияние Воскресения Христова дает внутреннюю силу и значение всякой человеческой надежде, всякому ожиданию, желанию, намерению. Вот почему радуется ныне весь космос, включаясь в весну человечества, ставшего глашатаем немого гимна хвалы, возносимого от имени всего творения. Пасхальное Аллилуйя, звучащее из среды Церкви, странствующей в этом мире, выражает молчаливый всплеск радости со стороны вселенной, но в первую очередь – горячее стремление каждой души, искренне открытой Богу и благодарной Ему за Его бесконечную доброту, красоту и истину».
Но, хотя на небесах всё ликует, на земле пасхальное Аллилуйя сопровождается плачем и воплем, — заметил Бенедикт XVI. Их порождают разнообразные трагические ситуации: нужды, голода, болезней, войн, насилия. Иисус умер также и за те наши грехи, которые совершаются сегодня, и воскрес, дабы искупить всю нашу историю, включая и новейшую. Так пусть же сияние Христа Воскресшего достигнет народов Ближнего Востока и Северной Африки! – призвал понтифик.
«Пусть дипломатия и диалог займут место вооруженных столкновений в Ливии, — сказал, в частности, он, — и пусть гуманитарная помощь поступит ко всем пострадавшим от боев. Пусть в странах Северной Африки и Ближнего Востока все граждане, а особенно молодежь, включатся в служение общественному благу, дабы созидать такое общество, в котором будет побеждена нищета, а политические решения будут вдохновляться уважением к человеческой личности. И пусть столь многочисленные эмигранты и беженцы из африканских стран, вынужденные оставить всё, что для них близко и дорого, почувствуют всеобщую солидарность».
Бенедикт XVI указал на конкретные ситуации и точки земного шара, которые особым образом нуждаются в излиянии исцеляющей силы Воскресшего. «Так пусть же будет восстановлен гражданский мир между племенами в Кот-д’Ивуар, где столь настоятельно ощущается нужда во взаимном примирении и прощении, способном исцелить глубокие раны, нанесенные недавними вспышками насилия в этой стране. Пусть на земле Японии, где ныне идет отчаянная борьба с драматическими последствиями последнего землетрясения, водворятся утешение и надежда. То же касается и стран, переживших в последние месяцы стихийные бедствия, породившие скорбь и страдания».

Затем понтифик преподал свое благословение urbi et orbi, предварительно возвестив Христово Воскресение («Христос воскрес!») на 65 языках, в том числе и на русском. Понедельник и вторник Светлой седмицы являются в Ватикане выходными днями. Святой Отец удалился в свою летнюю резиденцию в Кастельгандольфо, откуда приедет в Рим в среду на общую аудиенцию, а затем – в конце недели на беатификацию Иоанна Павла II.

Перевод: Сибирская католическая газета

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна