Стоит ли говорить со «свидетелями Иеговы» и представителями других вероисповеданий о вопросах веры, или лучше лучше избегать таких дискуссий?

Если мы будем систематически и сознательно избегать контактов с людьми другого вероисповедания, то сами же себя и закроем в своеобразном церковном гетто. Наше поведение противоречило бы духу Церкви, которая по самой своей сущности всеобща. Особенно после II Ватиканского собора стала подчеркиваться необходимость экуменического подхода по отношению к приверженцам других конфессий и религий.

Некоторые католики негодовали, когда Папа Иоанн Павел II пригласил в Ассизи представителей всех вероисповеданий для совместной молитвы о мире. Им казалось, что этим жестом Папа уровнял все Церкви и религии. Подобная интерпретация ассизской встречи, конечно, неверна. II Ватиканский собор призывает верующих к широкому диалогу с «отделенными братьями», с нехристианами и неверующими. И в этом диалоге должны участвовать не только иерархи, но и простые миряне. Ведь его необходимость вытекает не только из постановлений собора, но, прежде всего, из апостольского характера самой Церкви.

Диалог с представителями других конфессий и вероисповеданий не исключает верности собственной вере, а совсем наоборот — требует его. Релятивизация тех или иных пунктов вероучения не только не способствует экуменическому диалогу, но, напротив, с самого его начала делает его бесполезным и пустым. Подлинный религиозный диалог принесет свои плоды лишь в том случае, если обе стороны ведут его в духе истины. Помимо глубокого укоренения в собственной вере для экуменического диалога необходима также открытость на другого человека. Результатом подлинного межрелигиозного диалога вероисповеданий может быть не только более глубокая встреча людей различного вероисповедания, но и, прежде всего, более глубокая встреча с Самим Богом. Диалог религий, который ведется честно, в духе смирения и взаимной открытости является диалогом веры, диалогом об истине, освобождающей от взаимных предубеждений и непонимания, нараставших в течение многих столетий.

Что касается свидетелей Иеговы, мы вновь должны подчеркнуть, что характерной чертой межрелигиозного диалога является обоюдная открытость на поиск истины. Если мы замкнемся в себе:

«только я знаю истину и должен приобрести тебя для нашей веры», то не достигнем никаких результатов. Практика вроде бы говорит о такой именно позиции многих свидетелей Иеговы. Но и в данном случае обобщение может оказаться несправедливым и незаслуженно обидеть кого-нибудь. К беседе со свидетелями Иеговы мы также должны приступать без предубеждений и внутреннего осуждения. Так как нет худшего свидетельства веры, чем вести себя дерзко и тем более унижать собеседника. Мы должны принципиально уважать каждого человека, даже если он лично нам неприятен или же не вовремя навязывается со своим «межрелигиозным диалогом».

Межрелигиозный диалог может быть действительно небезопасен для человека, который не уверен и колеблется в собственной вере. Речь, конечно же, не идет здесь только о колебаниях интеллектуальных, но, прежде всего, о колебаниях эмоциональных и нравственных. Мы не были бы честны со своей совестью, если бы отрекались от собственной веры ради облегчения жизни или из-за внутренних разногласий с отдельными людьми в Церкви либо предубежденного отношения к церковным учреждениям. И это касается не только случаев перехода в другие конфессии и вероисповедания из Католической церкви, но и вступления в нее. Когда кто-либо чувствует глубокое разочарование в своей вере, его первой обязанностью является поиск причин этого разочарования. Если же источником кризиса веры окажутся эмоциональные, нравственные или духовные трудности, то, прежде чем вступать в какой бы то ни было диалог о вере, необходимо серьезно искать решения собственных проблем в той области, где они возникают.

Юзеф Аугустин SJ

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна