Слово Владыки Иосифа Верта на празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы

Москва, 4 декабря 2014 года

Дорогие верные восточного и западного обрядов Католической Церкви! Дорогая греко-католическая община Москвы!
Сегодняшний праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы совершается в византийской традиции очень торжественно, в то время как в латинской традиции 13 дней назад он для большинства верующих прошёл почти незамеченным.
Готовясь к проповеди об этом событии из жизни Богородицы, я вспомнил такой случай. В Томской области, глубоко в тайге мы ежегодно совершаем паломничество к могилам двух мучениц ХХ века: блаженных Олимпии и Лаврентии. Когда я впервые принимал участие в таком паломничестве, я ещё раз перечитал биографии блаженных сестёр-монахинь, свидетельства тех, кто их ещё помнил и знал, письма, которые они писали из сибирской ссылки домой на родину. После св. Мессы под открытым небом у могил блаженных мучениц, сёстры из конгрегации «Св. Иосифа» и другие верные спели акафист блаж. мучениц Олимпии и Лаврентии. И тогда моя проповедь показалась мне уже неинтересной и серой. В акафисте было сказано всё о сёстрах-мученицах, о их жизни и страдании, их добродетелях и верности в подражании Христу. Но с большим чувством, поэзией, красотой. И на память приходит благочестивый рассказ о послах князя Владимира, которые искали, в каком обряде будет креститься Киевская Русь. «У латинян мы не нашли ничего особенного, но когда прибыли в Византию, то на литургии уже не знали на земле мы ещё или на небесах». Это и есть то богатство византийского обряда, которым обогащается Церковь.

Несколько образов, картинок для над сегодняшним праздником:

Введение во храм Пресвятой Богородицы совершилось по преданию следующим образом. Родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, молясь о разрешении от неплодства, дали обет, если родится дитя, посвятить его на служение Богу. Такие случаи известны нам из Священного Писания, например, таким же образом и Анна посвятила через обет своего сына Самуила.
Когда Пресвятой Деве исполнилось 3 года, святые родители выполнили своё обещание. По преданию это произошло с большим торжеством. С зажжёнными свечами в руках, с пением священных песен, они в сопровождении родных и близких привели её в Иерусалимский храм. Там святое дитя встретил сам первосвященник. По внушению свыше он ввёл Пресвятую Деву во Святая Святых, куда входил он сам только раз в году. И все присутствующие в храме дивились необыкновенному событию.
Праведные Иоаким и Анна, вручив Дитя воле Отца Небесного, возвратились домой. Преблагословенная же Мария осталась при храме. Вокруг храма, по свидетельству Священного Писания и историка Иосифа Флавия, имелось много жилых помещений, в которых пребывали люди, посвящённые на служение Богу.

Глубокой тайной покрыта земная жизнь Пресвятой Богородицы от самого младенчества до вознесения на небо. Сокровенна была и её жизнь в Иерусалимском храме. «Если бы кто спросил меня, — говорит св. Иероним, — как проводила время юности Пресвятая Дева, — я ответил бы: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Её».
Но в Церковном предании сохранились сведения, что во время пребывания Пречистой Девы в Иерусалимском храме она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу.
В воспоминание Введения Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм, Церковь с древних времён установила праздник. Указание на такой праздник в первые века христианства находятся в преданиях палестинских христиан, где говорится о том, что св. царица Елена построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Праздник Введения во храм – предвозвестие благоволения Божия к человеческому роду, проповедь спасения, обетование Христова пришествия.
Пресвятая Дева – Заря Утренняя. Перед тем, как на востоке должно взойти солнце, горизонт всё более и более светлеет. И мы знаем: ещё немного и покажется и само Светило. Размышляя о рождении Непорочной Девы, о Её детстве, юности, наши мысли идут дальше: к Господу нашему Иисусу Христу, Спасителю мира, Солнцу Правды, Сыну Божию, пришедшему в этот мир, родившемуся от Марии Девы. Таким образом, празднуя в честь Пресвятой Девы, мы тем самым готовимся принять, достойно встретить Её Сына.
Я желаю нам всем благодатного предрождественского времени, Адвента. В латинской традиции во время Адвента Церковь призывает верных приходить в храм рано утром на Rorate. Пусть это каждый раз будет нашим введением во храм. Пусть в это святое время умножается наша вера, укрепляется надежда, зажигается любовь; пусть мы вновь и вновь и со всё большей радостью будем служить Богу и людям.
Аминь.

Сибирская католическая газета

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна