Слово Папы Франциска на закрытие посвященного семье Синода епископов

Слово Папы Франциска на закрытие посвященного семье Синода епископов

12186735_1086417358036534_4527714706091114144_oДосточтимые патриархи, архиепископы и епископы, дорогие братья и сестры!

Прежде всего, хочу возблагодарить Господа, управлявшего на протяжении двух лет всем этим синодальным процессом Своим Святым Духом. В ходе всей своей истории Церковь никогда не была лишена Его присутствия. Я выражаю искреннюю благодарность кардиналу Лоренцо Бальдиссери, Генеральному секретарю Синода, и его помощнику, епископу Фабио Фабене; генеральному докладчику, кардиналу Петеру Эрдё; специальному секретарю, архиепископу Бруно Форте; всем делегатам, наблюдателям, консультантам и переводчикам. Вы трудились напряженно и с великой преданностью Церкви. Так примите же мою искреннюю благодарность! Я также благодарю вас, дорогие Отцы Синода, братские делегаты, аудиторы и эксперты, приходские священники и семьи, за ваше активное и весьма плодотворное участие. Я благодарю всех мужчин и женщин, чьих имен мы даже не знаем, за их щедрый вклад, выразившийся в незаметных трудах за кулисами [Синода]. Я хочу заверить всех вас в своей молитве, в которой прошу Господа щедро одарить вас обилием Своей благодати.

Наблюдая за работой Синода, я спрашивал себя: «Что означает для нынешней Церкви этот Синод на тему семьи?» Очевидно, на Синоде не было предложено решения всех проблем, с которыми имеет дело современная . Но его можно назвать попыткой взглянуть на эти проблемы в свете Евангелия, Предания и двух тысяч лет истории Церкви, возвещая при этом евангельскую Радостную Весть и не поддаваясь искушению поверхностного повторения всего, что уже было ранее сказано. Синод не был призван дать исчерпывающие ответы и предложить окончательные решения относительно всех тех проблем и сомнений, которые угрожают нашим семьям сегодня. Он, скорее, имел своей целью взглянуть на эти проблемы в свете веры, внимательно изучая их; это была попытка без опасений, не пряча голову в песок, рассмотреть эти проблемы.

3Синод состоялся, чтобы еще раз подчеркнуть значимость и дать высокую оценку важности института семьи и союза мужчины и женщины, базирующегося на принципах единства и нерасторжимости, чтобы призвать по достоинству оценить его как фундамент жизни человека и общества.

Синод состоялся, чтобы выслушать и дать возможность всем услышать голос семей и пастырей Церкви, приехавших в Рим, захватив с собой трудности и надежды, достижения и вызовы семей из всех уголков земного шара.

Синод состоялся, чтобы явить жизненную силу Католической Церкви, которая не боится потревожить сегодня заснувшую совесть и замарать свои руки живыми и искренними решениями, касающимися семьи.

Синод состоялся, чтобы попытаться взглянуть на реальность и дать ей интерпретацию; это попытка увидеть нашу сегодняшнюю действительность глазами Бога, чтобы заново возжечь огонь веры и просветить человеческие сердца во времена, отмеченные разочарованием, социальным, моральным и экономическим кризисом, а также нарастающим пессимизмом.

Синод состоялся, дабы продемонстрировать всем и каждому, включая и Церковь: Евангелие остается животворным источником постоянного обновления. Это следует помнить каждому, кто хочет превратить его в мертвые камни, чтобы швырять ими в окружающих.

Синод состоялся, чтобы открыть замкнувшиеся в себе сердца, которые нередко пытаются укрыться даже за стенами церковного вероучения и добрых намерений; чтобы сесть, подобно Моисею, и судить, иногда прибегая к средствам иерархического авторитета и значимости, анализируя тяжкие ситуации семьи и нанесенные ей раны.

Синод состоялся, чтобы показать, что Церковь остается общиною нищих духом, Церковью грешников, жаждущих прощения. Это – не только Церковь святых праведников, это скорее община праведников и святых, ощущающих себя бедными грешниками.

Синод состоялся, чтобы расширить горизонты, подняться над всевозможными теориями заговора и преодолеть ограниченность взглядов, чтобы защитить и расширить свободу детей Божьих, возвестить красоту христианской Благой Вести, про которую, однако, порой говорят, что она стала местами слишком архаичной и трудной для восприятия.

12045413_1086417308036539_5871450265348517772_o

В ходе Синода прозвучали различные точки зрения, и их выражению была предоставлена полная свобода. Иногда они выражались неудачно и несоответствующим образом. Это стало предпосылкой оживленного и богатого содержанием диалога, это подарило нам живой образ Церкви, которая не является штампом, но рождается из живых источников веры, чтобы оживотворить иссушенные зноем сердца.

Мы могли заметить: то, что кажется совершенно нормальным епископам одного континента, воспринимается как нечто почти скандальное епископами другого [континента]. То, что расценивается как нарушение прав человека в одном обществе, является само собой разумеющимся и полностью приемлемым в другом. То, что одни называют свободой совести, для других является бессмыслицей. Разумеется, это не касается догматических вопросов, четко обозначенных Церковью.

Культуры весьма отличаются друг от друга, поэтому каждый важный принцип должен подвергнуться инкультурации, если только мы и в самом деле хотим, чтобы его уважали и воплощали в жизнь. Синод 1985-го года, в двадцатую годовщину завершения II Ватиканского Собора, определил инкультурацию как «личную трансформацию подлинных культурных ценностей через их интеграцию с христианством и внесение христианского корня в почву различных культурных традиций». Инкультурация не ослабляет ценностей, а выявляет их подлинную силу и аутентичность, поскольку они принимаются без сущностных изменений и постоянно и последовательно изменяют культуру. Мы также увидели в богатстве разнообразия задачи, сегодня стоящие перед нами: возвещать Евангелие нашим современникам и защищать семью от нападок со стороны идеологий и индивидуализма.

Избегая опасностей релятивизма и демонизации другой стороны, мы стремимся охватить всех, во всей полноте и со всей смелостью, проповедуя Господни благость и превышающее всё, что мы только можем помыслить или представить, как и все наши расчеты, и желающее лишь одного – чтобы все без исключения люди были спасены (ср. 1 Тим 2,4). Таким образом, мы стремимся пережить этот Синод в контексте Чрезвычайного Юбилея Милосердия, который Церковь вскоре намеревается праздновать.

2

Дорогие братья, опыт Синода помог нам полнее осознать, что истинные защитники учения Церкви – это те, кто держатся духа, а не буквы доктрины; скорее принимают во внимание живых людей, чем абстрактные идеи; ценят не отвлеченные формулы, а благодать Господней любви и прощения. Это никоим образом не означает пренебрежения принципами, законами и Божьими заповедями. Скорее это – возвеличивание Бога истинного, принимающего нас не за наши заслуги и дела, а лишь по безмерным щедротам Своего милосердия (ср. Рим 3,21-30; Пс 129; Лк 11,37-54), притом, что нас постоянно терзают искушения старшего брата (Лк 15,25-32) и завистливых работников (Мф 20,1-16). На самом деле всё это означает верность важнейшему принципу: закон и заповеди были сотворены ради человека, а не наоборот (ср. Мк 2,27).

И в этом смысле человеческие раскаяние, труды и усилия приобретают еще более глубокую значимость, поскольку они никоим образом не являются платой за Спасение, добытое на Кресте нашего Господа, которое мы получаем даром. Все наши усилия представляют собой отклик на любовь Того, Кто первым возлюбил нас и спас нас ценой невинной крови, когда мы еще были грешниками (ср. Рим 5,6). Первая обязанность Церкви – это никак не провозглашение приговоров и анафем. Первоочередное задание Церкви – возвещать Божие милосердие, призывать к обращению и привести всех к Спасению во Христе (Ин 12,44-50).

Блаженный Павел VI очень красноречиво выразил это: «Мы можем себе представить, что каждый из наших грехов, каждая из наших попыток отвернуться от Бога разжигает в Нем еще более сильное пламя любви, желание вновь привести нас к Себе и Своему касающемуся нас замыслу Спасения… Бог во Христе явил Себя бесконечно благим… Бог благ. Не только благ Сам в Себе: Бог – и это нужно как можно чаще повторять со слезами [радости и благодарности] – благ по отношению к нам. Он любит нас, Он стучится в наши сердца и выходит искать нас. Он ждет нас. И Он будет очень обрадован – вполне можно так сказать – в день, когда мы вернемся и скажем: “Господи, по благости Своей прости меня”. Такое наше покаяние – это радость для Господа». А святой Иоанн Павел II сказал: «Церковь живет своей подлинной жизнью лишь в том случае, если творит и возвещает милосердие (…) и если приводит людей к источникам милосердия».

Бенедикт XVI тоже назвал «милосердие истинным ядром Евангельской вести» и «именем Божьим». Так пусть же вся Церковь возвещает милосердие, которое Господь питает ко всему человечеству. И если Церковь вспоминает о сокрытой правде или о благе, которое предали, она делает это, чтобы побудить ко всё большей любви, дабы люди имели жизнь и имели с избытком (Ин 10,10).

12184106_1086448144700122_1978159106424598935_o

В свете всего сказанного и с благодарностью за пережитое Церковью в процессе обсуждения жизни семьи время благодати, мы все ощущаем себя ныне духовно обогащенными. Многие из нас воочию ощутили дыхание Святого Духа, Который, безусловно, был главным действующим лицом и руководителем этого Синода. Для всех нас слово «семья» обрело новое звучание. Одно только это слово указывает нам на всё богатство призвания к супружеству и приводит на ум различные аспекты этой темы, всю многозначность [этого понятия], как раз и ставшую предметом обсуждений, дискуссий и работы Синода.

И как итог: для Церкви завершить этот Синод означает вернуться к подлинному «общему странствию», неся в каждый уголок этого мира, в каждую епархию, общину и жизненную ситуацию свет Евангелия, объятия Церкви и поддержку Божия Милосердия! Спасибо!

 

Перевод: «Сибирская католическая газета»

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна