Религиовед: в Беларуси есть межконфессиональное взаимопонимание

Все христианские конфессии являются частью культуры БеларусиРелигиовед, доцент Гомельского государственного университета имени Скорины Виктор Одиноченко занимается темой взаимодействия различных конфессий в Беларуси. Недавно он встречался с епископом Пинской епархии Казимиром Великосельцем, православным епископом Гомельским и Жлобинском Стефаном, католическими и православными священниками, а также с представителями протестантских общин и подвел некоторые итоги своей работы в интервью Белорусской редакцией Ватиканского радио.

Религиовед отметил, что Беларусь традиционно является поликонфессионной страной. Этим она отличается как от Польши, где явно преобладает католичество, так и от России, где явное большинство православных верующих. В Беларуси же всегда было довольно много православных, католиков и протестантов. Здесь, в отличие от России, была Реформация: такие известные деятели белорусского культуры как Сымон Будный и Василий Тяпинский — это протестантские проповедники. Более того, Реформация в XVI в. на белорусских землях имела большой успех. Хотя позже в результате контрреформации магнаты и шляхта перешли в католичество, но протестантские традиции у нас также довольно сильные. Все христианские конфессии являются частью белорусской культуры, говорит религиовед и подчеркивает, что межконфессиональный мир был прописан в Третьем статуте Великого княжества Литовского. И действительно, религиозных войн в Беларуси не было.

Виктор Одиноченко отметил, что при власти Советов в Беларуси уничтожали все конфессии, и поэтому среди них была взаимоподдержка. Интересно, что когда Православной Церкви после Второй мировой войны давали возможность существовать, хотя и под жестким контролем, то Католической не позволяли действовать на большей части территории республики. И поэтому есть много примеров, когда православные поддерживали католиков. По крайней мере в Гомеле католиков исповедовали православные священники и позволяли причащаться. А, например, в Мозыре православные предоставляли католикам свои храмы для проведения богослужений, говорит религиовед.

— Что касается времени после 1991 г., когда образовалось независимое белорусское государство и начался резкий рост количества религиозных общин во всех конфессиях, также сохранялся налаженный диалог между ними, несмотря на некоторые недоразумения. Именно руководство Православной Церкви выступило инициатором межконфессионального диалога, было проведено три представительные конференции по диалогу между христианами и мусульманами, христианами и иудеями, а также православными и католиками. Инициатором этих конференций был сам Митрополит Филарет, — напомнил Виктор Одиноченко.

Теперь с уверенностью можно охарактеризовать религиозную ситуацию в Беларуси, как ситуацию диалога и взаимного понимания, хотя некоторые проблемы в этом диалоге сохраняются. Например, это касается отношения Православной Церкви к активной миссионерской деятельности католиков и протестантов. Ведь у Московского Патриархата есть такое понятие как каноническая территория, в которую входит и Беларусь. Поэтому когда, к примеру, протестанты здесь ведут свою миссионерскую деятельность, Православная Церковь считает, что они действуют на ее канонической территории. Но как для католиков, так и для протестантов такой подход не имеет смысла. Ведь, например, Католическая Церковь — Вселенская, мировая, он обращается к людям во всем мире. Но фундамент этих недоразумений формируется не в Белорусской Православной Церкви, а в России, считает религиовед. Именно в Московском Патриархате считают, что Беларусь — это его каноническая территория. А православные священники в Беларуси говорят об уважении к католикам и желании взаимодействия. У белорусского православного духовенства более реалистичная позиция, отметил религиовед.

— Последняя такая проблема в том, что есть приглашение от руководства Католической Церкви в Беларуси и политического руководства страны к папе Франциску, чтобы он приехал в Беларусь. Позиция Белорусской Православной Церкви сформулирована так: мы не против, мы заинтересованы в хороших взаимоотношениях с католиками, но мы — часть Русской Православной Церкви и должны на международном уровне поддерживать ее позицию. А позиция Русской Православной Церкви такова: в связи с событиями в Украине, проблемой греко-католиков, приезд в Беларусь Папы нежелателен. В результате получается: как Белорусская Православная Церковь мы не против, мы заинтересованы в диалоге, но как часть Русской Православной Церкви — мы не хотим приезда Папы, — высказал свое мнение религиовед.

Также Виктор Одиноченко охарактеризовал роль в обществе разных христианских конфессий. Общественная деятельность Белорусского Православной Церкви поддерживается государством, так как есть такая установка: православная церковь — это часть государственной идеологии. Поэтому на присягу в армию, милицию, на освящение зданий, на праздники приглашают, как правило, православных священников. Что касается общественной, в частности, благотворительной деятельности Католической Церкви, то она могла бы быть развернута в Беларуси в гораздо большей степени. Ведь КЦ более многочисленна, имеет связи с Западом и развитыми странами. Поэтому могла бы осуществлять благотворительную деятельность в значительно больших объемах. Государство не препятствует благотворительной деятельности КЦ, но и не поддерживает. Если говорить о практических моментах, это, например, проблемы с «растаможкой» гуманитарных грузов, осуществлением конкретных программ. Также и у протестантов есть большой миссионерский пыл и желание проводить в Беларуси благотворительную деятельность. Они хотят посещать госпитали, тюрьмы, дома престарелых, привозить гуманитарные грузы, но им развернуться не дают совсем, констатирует религиовед.

Интересно, что меньше всего в Беларуси католических религиозных общин зарегистрировано в Гомельской области — всего 18. Но это не мешает хорошему взаимодействию между католиками и православными. Например, когда не так давно в Гомеле встал вопрос о регистрации нового католического прихода, местный православный епископ высказался об этом положительно и подчеркнул, что поддерживает инициативу о регистрации в Гомеле большего количества католических приходов. Таким образом, желание к взаимодействию между православными и католиками есть, для этого уже сделано много конкретных шагов, подвел итог собеседник.

Сибирская католическая газета

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна