Размышление на Сретение Господне

Сретение Господне1. Мария посвящает Иисуса Богу.
2. Просвещать ближних светом Христа.
3. Иисус Христос – предмет пререканий.

1. И внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете (…); вот, Он идет… (Первое чтение, Мал 3,1).

Иисус приходит в Храм на руках Марии, чтобы – по предписанию иудейского Закона – принять посвящение Богу на сороковой день Своей жизни. И в этом крошечном Младенце лишь два человека – Симеон и Анна – по внушению Духа Святого узнали грядущего Мессию. Ответный псалом сегодняшней Мессы содержит возгласы, произносимые, вероятно, в ходе процессии с Ковчегом Завета: Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! (Ответный псалом, Пс 24 (23),9). Эти слова когда-то были только метафорой, а теперь исполнились в точности.

Спешите все в Его дворы,
Несите Дивному дары,
Идите с песней в Божий дом
И поклоняйтесь с торжеством

После обрезания новорожденного, согласно закону Моисея, необходимо было исполнить два обряда: старший сын должен был быть посвящен Господу и затем «выкуплен», а его мать должна была совершить обряд очищения. Этим заканчивалось состояние ее «ритуальной нечистоты», связанной с родами (ср. Исх 13,2.12-13; Лев 12,2-8). Так в Книге Исход мы читаем: освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота, [потому что] Мои они. Посвящение всего «первородного» совершалось в память чудесного спасения Израиля из египетского рабства. Все перворожденные посвящались Богу, а затем возвращались народу.

Пресвятая Богородица внутренне подготовилась к акту посвящения Своего Первенца Его Отцу. Она подготовилась и к собственному посвящению и сделала все это так, как умела. Таким образом Она возобновила Свое fiat (да будет!) и в очередной раз отдала всю Свою жизнь Богу. Она отдала Богу и Иисуса, спящего у Нее на руках. Никогда еще в Храме не совершалось такого Жертвоприношения, и оно уже никогда больше не повторится. Следующее Жертвоприношение совершит уже Сам Иисус – за городскими воротами, на Голгофе.

Сегодняшний праздник побуждает нас в очередной раз отдать Господу свою жизнь, свои мысли и поступки, все свое естество. Необходимо посвятить Богу все «мелочи жизни», как и «великие свершения», если только они имеют место.

На практике посвящение может быть совершено по-разному. Ныне, в ходе нашего размышления, мы воспользуемся цитатой из святого Альфонса Лигуори: «Я хотел бы сегодня, о Царица, по Твоему примеру подарить Богу свое сердце (…). Так принеси же меня – ибо я Тебе принадлежу – в жертву Предвечному Отцу через Иисуса. Умоли Его, ради заслуг Сына, по милосердию Своему признать и меня “своим”»1. Господь, по заступничеству Пресвятой Богородицы, несомненно примет нашу жертву – все, что мы имеем и чем располагаем, включая наше собственное «я».

2. Мария и Иосиф появились в Храме, желая досконально исполнить все, предписанное Законом. Будучи бедными людьми, они принесли символическую жертву – двух горлиц (ср. Лк 2,24). И тут им навстречу вышел старец Симеон, муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева. Святой Дух открыл ему то, что оставалось сокрытым от всех прочих. Симеон взял Младенца на руки, вознес благодарение Богу и произнес: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. «Гимн Симеона» буквально лучится радостью: ведь вся жизнь этого праведника была сплошным ожиданием Мессии, которое, наконец-то, исполнилось.

В своей проповеди на праздник Сретения святой Бернард вспоминает о давнем обычае, подтвержденном и многими другими свидетельствами – процессии с зажженными свечами. «Сегодня, — говорит Святой, — в храм Господень вносят Господа храма. Так и Иосиф посвящает Богу не собственного сына, а возлюбленного Сына Божия, а узнает в Нем Мессию пророчица Анна. Эти четверо и составили первую процессию, которая впоследствии была продолжена во всех концах земли, в среде всех народов»2.

Богослужение сегодняшнего праздника акцентирует тот аспект христианской жизни, который связан с посвящением Господу. Символически он обозначен процессией с горящими свечами. Они сгорают постепенно, и все это время излучают свет. Симеон увидел во Христе Свет, призванный просветить погруженный во тьму мир. В разговорной речи свет часто идентифицируется с жизнью («увидеть свет», «прийти на свет» – эти фразеологические обороты означают рождение), истиной («бродить во тьме» – это синоним невежества и заблуждения), любовью (о любви говорят, что она «пылает»). И напротив, тьма ассоциируется с одиночеством, растерянностью, ложью… Христос есть Свет миру и всякому человеку, Свет, способный просветить. Христос есть Истина, способная спасти. Христос есть Любовь, дарующая полноту бытия. Зажженная свеча, с которой мы (если это возможно) участвуем в процессии перед святой Мессой, символизирует наше бодрствование, причастность Свету Христа, апостольское горение, готовность «зажигать» верой ближних…

Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. Мария, хранившая в сердце Своем благую весть, возвещенную ангелами и услышанную Ею от пастухов, с удивлением выслушала пророчество Симеона, касавшееся вселенской миссии Ее Сына. Крошечный Младенец, Которого Она держит на руках – это и есть свет к просвещению язычников и слава народа Твоего Израиля. Тайна Богомладенца теснейшим образом связана с совершаемым жертвоприношением. Так и наше участие в посланничестве Христа, дарованное нам при Крещении, не сможет осуществиться без личного самоотвержения. Именно к безграничному самоотвержению призывает нас сегодняшний праздник. «Научись отдавать себя, гореть перед Богом, как свет, помещенный в светильник, чтобы освещать путь тем, кто блуждает во тьме; подобно лампадам, горящим у алтаря, дающим свет до последней капли масла»3. А как обстоит дело с нами? Умеем ли мы отдавать себя Господу, не ставя при этом никаких условий? Отдавать себя безгранично? «Господи, — говорим мы Ему. – Вся моя жизнь принадлежит Тебе. Я хочу сгореть перед Тобою как свеча. Зачем же мне еще жить?».

В той же своей проповеди святой Бернард замечает, что «к Господу нельзя приходить с пустыми руками»4. Однако фактически мы можем подарить Ему лишь «мелочи» – наш повседневный труд, улыбку сквозь слезы усталости и страданий, порядочность, доброжелательность. Поэтому нам весьма полезно будет задуматься о том, «как Пресвятая Богородица к Своей бесконечно ценной Жертве, приобщает малые жертвы, вроде предписанных Законом голубей. Таким образом мы научимся приобщать свои ничтожные начинания к заслугам Христа (…).

Так приобщи же свои молитвы к Ее молитвам, свои слезы к Ее слезам, свои посты и бдения к Ее бдениям, и отдай все это Господу, чтобы само по себе малозначимое таким образом стало значимым.

Капля воды сама по себе – это только вода, но, будучи добавлена в бокал с вином, она приобретает иные, благородные качества и становится изысканным напитком. Так и наши дела – сами по себе ничего нестоящие – добавляясь к делам Христа, обретают неимоверную значимость благодаря дарованной в Нем благодати»5.

3. Симеон благословил родителей Иисуса и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец (Лк 2,34-35).

Иисус возвещает Спасение всем людям, становясь при этом для некоторых из них предметом пререканий. Многие будут упрямо отвергать и Его проповедь, и Его Самого. «Времена, в которые нам довелось жить, особым образом подтверждают истину, высказанную Симеоном. Иисус – это Свет, просвещающий человека, а одновременно – предмет пререканий. И если сегодня (…) Иисус Христос, как Свет миру, вновь явлен человечеству, то не стал ли Он ныне, в большей степени, чем когда-либо, тем знамением, которое люди упорно отказываются принять?»6. Иисус никогда не оставался равнодушным при виде человеческой нужды. Вот и сейчас Он не остается равнодушным при виде проблем, наполняющих нашу повседневность. Мы попросим Его стать нашим Светом и нашим Упованием.

Евангелист, кроме того, отмечает, что Симеон, произнеся пророчество о грядущей судьбе Богомладенца, совершенно неожиданно обратился к Марии, таким образом связывая пророчество о Сыне с пророчеством о Матери: Тебе Самой оружие пройдет душу (Лк 2,35). «По мере того, как до нас доходит смысл сказанного старцем, наш взор обращается от Сына к Матери, от Иисуса к Марии. Сколь же дивными являются те таинственные узы, которыми Она соединена с Иисусом, Иисусом, ставшим предметом пререканий»7.

Обращенное к Пресвятой Богородице пророчество Симеона предполагает Ее соучастие в деле Искупления. Упомянутое старцем оружие метафорически указывает на со-страдание Марии Своему Сыну, на безмерную боль, пронзившую Ее душу. Господь страдал на кресте за наши грехи; грехи всех нас, подобно мечу, пронзили и душу Марии. Поэтому мы призваны приносить жертвы умилостивления не только Христу, но и Его Матери, которая стала Матерью нашей.

Ф. Карвахал. «В общении с Богом»

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна