Размышление Генерального викария Преображенской епархии о. Андрея Дуклевского на Торжество Пятидесятницы

Размышление Генерального викария Преображенской епархии о. Андрея Дуклевского на Торжество Пятидесятницы

15 мая мы отмечаем День Пятидесятницы, День Сошествия Святого Духа. Это – особый день, и не только потому, что он завершает собой литургический период Пасхального времени и открывает Рядовое время. День Сошествия Духа посвящен ипостаси Святого Духа и Его действию. Кроме того, это – день рождения Церкви. Именно по этим причинам он имеет столь важное значение.

Дух – по-гречески Пневма – являет Себя весьма деликатно, Он лишь слегка приоткрывает Свое присутствие на страницах Ветхого Завета.  В Книге Бытия Он – «Божий ветер» в известном описании сотворения мира (ср. Быт 1,2), а еще – Таинственный Гость в сцене посещения Авраама (Быт 18). Его нелегко обнаружить. Священнописатели, стремясь приблизить тайну Его личности, используют не вполне адекватные образы огня, бурного ветра, голубя… Но, хотя эти образы и не точны, они всё же в какой-то мере выражают природу Духа. В библейских описаниях Святого Духа существенная роль отводится чувствам и тому, что может быть воспринято при их посредстве. Дух – это мощь урагана, теплота дыхания, мирный полет голубя, необоримое сияние огня, запах мира и елея…

Еврейское слово руах, подтверждаемое греческим глаголом пнео, ассоциируется с образом невидимой силы или жизненной энергии, источник которой непросто обнаружить, но последствия деятельности которой – весьма очевидны. Подобно ветру, действие Святого Духа ускользает от человеческого контроля.

Роль Духа как Ходатая и Утешителя верных – Параклета – подразумевает присутствие Невидимого Друга: Он без колебаний разоблачает всё плохое в душе человека, но это только для того, чтобы исцелить и помочь.

Еще один символ Духа – библейская голубица – ассоциируется с ветхозаветным образом птицы, принесшей благую весть в повествовании о Ное и Ковчеге. Согласно этому рассказу, голубь принес в клюве обитателям Ковчега оливковую ветвь, что указывало на окончание гнева Божия – Великого Потопа (Быт 8,11). На присутствие Духа указывает и «елей радости вместо плача» в Книге пророка Исаии (Ис 61,1-3). Святой Дух живет в верующих, наполняет их как масло (елей) амфору, а сам елей – это знамение посвящения от Духа, помазания от Него.

Но если в Ветхом Завете присутствие Святого Духа имеет скрытый, таинственный характер, то в новозаветные времена Он вполне раскрывается в Своих деяниях. Святой Дух – это по-прежнему «Бог сокрытый», принципиально остающийся невидимым, однако Его действия весьма конкретны и выразительны. Яркой манифестацией такого действия и стал день Пятидесятницы.

Насколько же радикально Святой Дух подействовал в этот день на учеников! Из испуганных, почти ничего не понимающих, маловерных людей они почти мгновенно превратились в бесстрашных и многомудрых апостолов. Но ведь и раньше, когда они еще молились в Сионской горнице в ожидании сошествия Духа, они помнили о чудесах Иисуса, которым были свидетелями, помнили о Его наставлениях, слышанных ими на протяжении трех лет Его земного служения… Общение с Воскресшим укрепило их веру, а вид Его Вознесения на небеса преисполнял их сердца радостью и надеждой. Но, оказывается, всего этого было еще недостаточно. Они по-прежнему боялись выйти вовне, навстречу подстерегающим их опасностям. Им казалось, что для того, чтобы наиболее надежным образом сберечь наследие Иисуса, следует оставаться в своем узком кругу, не рискуя нарваться на непонимание и враждебность внешних.

И только лишь в день Пятидесятницы в их сердцах происходит решительная перемена. Они покидают запертое помещение и возвещают пришедшим в Иерусалим на иудейский праздник паломникам Благую Весть. И таким образом Церковь приступает к исполнению назначенной ей от Бога миссии – провозглашению Евангелия всем народам.

Сошествие Святого Духа не было однократным событием. Дух был навсегда дарован Церкви и продолжает действовать в ней, т.е. действовать во всех верных, включая и нас, из поколение в поколение. Весьма осязаемо Его действие в Святых Таинствах. И это Его действие – точно такое же, как и в тот великий День Пятидесятницы.

Приходит Он к нам и индивидуально: и хотя мы ожидаем Его, Он всякий раз умеет застать нас врасплох. Он и могучий, и деликатный в одно и то же время.

Дух наполняет сердца всё новых поколений верующих, изгоняя из них страх и обильно осыпая их благодатными дарами. Это благодаря Духу Церковь сильна настолько, что врата ада не одолеют ее. Но сила Духа совсем не такова, как силы мира сего. И сила Церкви не имеет ничего общего с силами мирских организаций. Церковь зиждется на действии Духа, а потому, подобно Духу, часто остается сокрытой в своем подлинном естестве, выглядит слабой, беззащитной… Порой ей приходится терпеть кажущиеся поражения, она далека от земного триумфа.

Вся сила Церкви происходит исключительно от Бога, а проявляется она по преимуществу в святости ее членов. Святой – это не герой в мирском понимании, а человек, в котором и через которого является и действует Бог. Святой – это человек, открывшийся действию Святого Духа, Его внушениям и вдохновениям. Святой – это буквально теофорос, т.е. «несущий Бога».

Празднуя Сошествие Святого Духа, мы усваиваем пример апостолов, бесстрашно вышедших из своего укрытия навстречу миру, мы утверждаемся в уповании, что Иисус не оставит нас самих среди опасностей этого мира, что Он, по обетованию Своему, с нами во все дни до скончания века.

А еще этот праздник побуждает нас к испытанию совести: взращиваю ли я в себе веру и любовь к Иисусу, не позволяю ли страхам и опасениям завладеть моей жизнью? Ведь человек, поддавшийся своим страхам, закрывается от внушений Духа. А когда он, даже будучи немощен и охвачен тревогой, по примеру апостолов настойчиво молится, размышляет о делах Божиих, Дух приходит к нему и начинает действовать, и открывает человеческое сердце навстречу Своему присутствию.

Церковь жива и сильна тогда, когда она бесстрашно возвещает Евангелие, когда выходит за свою ограду к тем, кто по тем или иным причинам игнорирует или отвергает Благую Весть. Церковь хранит святоотеческое наследие не тогда, когда она видит вокруг одни сплошные угрозы и пытается запугивать ими своих верных, а тогда, когда с радостью и без страха исповедует свою веру.

Всякий раз, когда мы начинаем воспринимать окружающий нас мир как постоянную угрозу, место, где нас постоянно подстерегают всё новые и новые опасности, угрожающие нашей вере и нравам, всякий раз, когда мы позволяем страху овладеть нами и управлять нашими чувствами, мыслями и решениями, всякий раз, когда мы поддаемся искушению отгородиться от «испорченного мира» и замкнуться в кругу «чистых и избранных», мы изменяем нашей вере, демонстрируем свое малодушие. А ведь как христиане, как люди, исполненные силы Духа, мы призваны давать свидетельство, в том числе и свидетельство бесстрашия и великодушия. Так призовем же Святого Духа, прислушаемся к внушениям Святого Духа, откроемся Его действию!

О, приди Дух Святой, и наполни наши сердца любовью, мудростью, мужеством и смирением…

Приди, Дух Святой!

DSC_0052

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна