Проповедник Папского Дома посвятил очередную великопостную проповедь стяжанию смирения

Проповедник Папского Дома посвятил очередную великопостную проповедь стяжанию смирения

Третью великопостную проповедь для Папы и Римской Курии проповедник Папского Дома священник-капуцин посвятил христианскому смирению: «Не мечтайте о себе». Отец Раньеро отталкивался от двойного увещания апостола Павла: «Не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил…, не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе» (Рим 12).
Речь идет не просто о рекомендациях по скромности и умеренности, — пояснил священник: эти слова открывают нам обширный горизонт смирения. Наряду с любовью, о которой шла речь в прошлой проповеди, святой Павел подчеркивает основоположную ценность смирения. Это второе направление, в котором следует действовать, чтобы обновить собственную жизнь и жизнь общины.

Апостол применяет к римской общине традиционное библейское наставление о смирении, которое выражается посредством двух пространственных метафор: возвышения и уничижения. «Высокомудрствовать» можно собственным умом или же исследованием, не учитывающим собственные пределы перед лицом тайны; высокомудрствовать можно и посредством воли, стремясь к престижным местам. Следуя библейской традиции, Павел придает смирению новое, оригинальное измерение, а именно, измерение истины. Бог предпочитает смиренного потому, что смиренный пребывает в истине, это человек правдивый, аутентичный. Бог карает гордыню потому, что это ложь. Всё в человеке, что не является смирением, — обман. Именно это, по мнению отца Канталамессы, объясняет тот факт, что греческие философы, познавшие многие добродетели, не знали смирения. Это слово имело для них негативное значение и было связано с малодушием. Греческие философы не умели связывать между собой и истину, библейскую идею сотворения и библейскую идею греха.

Апостол Павел, говоря о смирении, обращается к мудрости: «Не высокомудрствуйте». Он призывает христиан не думать о себе слишком высоко, не иметь о себе преувеличенную идею, но оценивать себя сдержанно, правдиво, объективно. Увещанию «не высокомудрствуйте» соответствует увещание «последуйте смиренным»: мудрый человек – это человек смиренный, а человек смиренный мудр. Смиряясь, человек приближается к истине, которую видит в Божьем свете. Апостол призывает к справедливой оценке самих себя, а именно своего ничтожества. Эта правда о себе и есть драгоценная жемчужина: правда о том, что без Господа мы не можем ничего. Склоняясь все ниже в нашем смирении, мы открываем в себе гордыню и осознаем, что эта гордыня происходит от ошибочного использования нашей свободы. Это осознание и есть смирение, смирение в истине.

Отец Канталамесса подчеркнул, что примером смирения в истине является Пресвятая Дева Мария. В ее словах о том, что Бог «призрел на смирение», Ее смирение означает не добродетель, а состояние, принадлежность к категории убогих. Если бы Мария превозносила свое смирение, то это бы противоречило добродетели смирения, пояснил проповедник Папского Дома. Такова особенность смирения: тот, у кого оно есть, не знает об этом. Тот же, кто считает себя смиренным, не обладает этой добродетелью. Только Иисус имеет право сказать о Себе «Я кроток и смирен сердцем», поскольку в Его личности Богочеловека это и есть истина.

Но не надо думать, продолжил капуцин, что мы стяжали благодать смирения, только потому, что прочитали Слово Божие и признали свое ничтожество. Смирение стяжается в унижениях, когда другие говорят о нас правду, критикуют, осуждают, поправляют. Мы сами не можем убить нашу гордыню, ее можно преодолеть только благодаря внешнему вмешательству. Чтобы человек не мудрствовал о себе слишком высоко, Бог ставит его на своеобразный «якорь»: таким якорем было, например, «жало в плоти» апостола. Мы не знаем, что именно имелось в виду, но мы точно знаем наше собственное «жало в плоти», подчеркнул отец Канталамесса. Это может быть какая-то слабость, болезнь, бессилие, недостаток, который Господь нам оставляет несмотря на все мольбы об избавлении. Это может быть, например, человек, с которым мы вынуждены жить, хотя он постоянно обнажает нашу слабость и подавляет наше высокомерие. Иногда это бывает и нечто потяжелее: например, ситуации, когда служитель Божий видит крах всех своих усилий или же бессилие перед лицом зла и тьмы. Именно так мы учимся унижаться и стяжаем истинное смирение.

Смирение — подвел итог священник – служит не только для личного освящения: оно незаменимо для хорошего функционирования общинной жизни и для созидания Церкви. Смирение в духовной жизни – это «великий изоляционный материал», который позволяет потоку Божьей благодати проходить через человека не рассеиваясь, не провоцируя вспышки самопревозношения и соперничества.
Отец Раньеро Канталамесса завершил своюпроповедь словами из Псалма:
«Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое. Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди».

Радио Ватикана

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна