Проповедь Владыки Иосифа Верта на торжество Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии

«Величит душа Моя Господа
и возрадовался дух Мой
о Боге, Спасителе Моем»

Дорогие братья и сестры!
Опять пришел Адвент – время радостного ожидания Господа, святое время подготовки себя к светлому празднику Рождества. И в первой стадии этой подготовки мы празднуем торжество Пресвятой Девы Марии – Непорочно Зачатой. Как утренняя заря предвещает восход солнца, так в начале Адвента праздник Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии напоминает нам, что Господь грядет.
Действительно, нельзя говорить о Христе, не уделив внимания Мария, этой простой палестинской девушке, жившей в галилейском городке Назарете в первом веке до Рождества Христова и удостоившейся несравненной чести родить ожидаемого Мессию, Спасителя Человечества.
Она была такой же женщиной, как и все другие женщины, она происходила от Адама и Евы. В Ее роду смешивались величие и низость, тяготение то к святости, то ко греху. Она была отдаленным отпрыском царя Давида, жившего за 9 веков до Нее и царствовавшего над народом Израильским, будучи одновременно и «царем по сердцу Божию», и великим грешником.
У Марии была та же человеческая природа, что и у нас. Она, как и мы, обладала свободной волей, но никогда не злоупотребляла ею. Вся Ее жизнь была направлена к добру, к исполнению воли Божией.
Святая Церковь по праву величает Марию «чистейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим», поскольку Она стала Матерью воплотившегося Бога-Слова, Второго Лица Пресвятой Троицы. Мария – та Жена, Новая Ева, обещанная Богом после грехопадения прародителей: «Вражду положу между тобою (сатаной) и между Женою… Она будет поражать тебя в голову…» (Быт 3,15).
Мария происходит из рода Адамова, восставшего против Бога. Значит, подобно всем другим существам, Она должна быть спасена страданиями Христа. Она, как и все люди, была искуплена Кровью Своего Божественного Сына. Христос пришел спасти человечество от бездны греха, куда его ввергнул Адам. Но существует два пути спасения человека: вытащить его из пропасти или не допустить, чтобы он в эту пропасть упал. Существует два пути освобождения от рабства: разорвать рабские цепи или не допустить, чтобы человек был обращен в рабство его врагами.
По исключительному благоволению Божию Мария была спасена именно вторым путем. Это то, что называется «Непорочным Зачатием». Мария родилась такой же свободной от первородного греха, как и первые люди в раю. Она не несла всей тяжести первородного греха, от которой люди страдают с рождения. С первого же мгновенья Ее зачатия, с того момента, как Бог вложил в Нее душу, зло не имело над Ней никакой власти. Она не была зачата в бездне падшего человечества, в рабстве греху и злу.
По этой причине Мария является самым лучшим украшением человеческого рода. Она – его слава. В Библии по этому поводу говорится: «На терновнике рода Иуды, сына Иакова-Израиля, зацвела роза». Тяжелое греховное наследство, отягощавшее человеческую душу, облегчилось, очистилось в Марии как в свежем источнике. Бог пожелал, чтобы на болоте человеческих страстей родился цветок, чистый и светлый, как лилия.
Понятны слова Божия посланника, явившегося Назаретской Деве, дабы испросить Ее согласия стать Матерью Мессии: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою…» Мария, которой надлежит стать Матерью Божия Сына, исполнена благодати, Она освобождена от власти зла, т.е. от состояния мятежа против Бога и Его воли.
В 1858 г., спустя четыре года после провозглашения Папой Пием IX догмата о Непорочном Зачатии Пресвятой Девы, в Лурде во Франции 14-летней Бернадетте Субиру является красивая «Молодая Дама», и на недоуменный вопрос: «Кто ты?», отвечает: «Я – Непорочное Зачатие». Своими призывами к обращению грешников, прозвучавшими в XIX веке в Лурде, Мария решительно вмешалась в Историю Спасения, да и в ход всемирной истории.
«Молитесь об обращении России!» — призывала Она уже в Фатиме (Португалия) в 1917 г., в год коммунистического переворота, названного позднее Октябрьской революцией. Как опытнейший полководец, Мария наносила упреждающий удар. До коммунистического переворота и гонений на Церковь в нашей стране оставалось еще несколько месяцев, а Она уже мобилизовывала воинов на брань. И миллионы, и даже десятки миллионов добровольцев взяли в руки… нет, не оружие, – а розарий, чтобы молиться в намерениях Пречистой.
Когда-то французские воины, сражавшиеся за свободу своей страны, называли св. Жанну д’Арк «пречистой девой» и верили, что смогут одержать победу под ее знаменами. Святая Орлеанская дева перед боем посылала своих солдат на исповедь. Она была глубоко убеждена, что ее армия непременно победит, если сердца воинов будут чисты перед Богом.

Дорогие!
Жизнь верующего – это непрестанная брань. Мы ведем трудную и изнурительную борьбу, зато и цель у нас – самая высокая и величественная, какая только может быть – самоё Небо! Эта брань ведется постоянно, начиная со сражения на небесах архангела Михаила с сатаной и воинством его. Мы ведем ее с падшими ангелами – сатаной и его приспешниками, а ее цель – победа над грехом, обретение чистоты сердца.
Сегодня мы отмечаем праздник Непорочной Девы. На наших глазах Она уже одержала блестящую победу над безбожием в нашей стране. И сегодня в Ней – вся наша надежда. Но Непорочная нуждается в нашем сотрудничестве. Она призывает добровольцев. От нас Она требует сердечной чистоты, чтобы мы оставили грех, чтобы мы постоянно сражались с грехом. Она знает, что только с такой армией Она сможет победить.
Аминь.
Новосибирск. Кафедральный собор
8.XII.2010 г.

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна