Проповедь Генерального викария Преображенской епархии о. Энтони Бранагана на 4-е рядовое воскресенье

Между сегодняшними литургическими чтениями существует полная гармония и согласие. Первое (Соф 2,3; 3,12-13), второе (1 Кор 1,26-31) чтения, Псалом (Пс 146/145) и Евангелие (Мф 5,1-12a) – все они выражают одну и ту же мысль: Господу особенно угодны нищие, нуждающиеся, страдающие, те, кто ищут Его и соблюдают Его волю. Они названы «блаженными», т.е. счастливыми. Они имеют возможность прославлять святое имя Господа, уповать на Его помощь и рассчитывать на великую награду в небесах.
Можно утверждать, что понятие «нищие духом» охватывает все вышеупомянутые категории блаженных. «Нищета духа» – это смирение. Смирение является источником всех прочих добродетелей. Латинское слово «humilitas» («смирение») имеет корень humus («земля», «прах»). В смирении – истина. Человек смиренный имеет истинное знание о себе самом. Он знает, что он – грешник и во всём зависит от милосердия Божьего, что лишь с помощью Господа он сможет прощать, трудиться, найти правильное направление в жизни, получать и оказывать помощь… Он не претендует на то, чтобы быть выше или лучше других. Он ни на что и ни на кого не жалуется, ни на что и ни на кого не обижается. Он уповает на Бога и благодарит Его за всё. Мы читаем в Священном Писании: «Молитва смиренного проникнет сквозь облака, и он не утешится, доколе она не приблизится к Богу» (Сир 35,17).
Смирение – это сверхъестественная добродетель, благодаря которой человек, имея адекватное представление о Боге и о себе самом, может по достоинству оценить себя самого и жить сообразно своим способностям в полном послушании воле Божией. Имея смирение, мы получаем возможность контролировать собственную гордыню, склонность к завышенной самооценке, столь глубоко укорененную в падшей человеческой природе. Смирение – не слабость, как думали язычники, для которых с этим понятием ассоциировались такие качества как трусость, подлость, ничтожество. С точки же зрения христиан, в смирении заключалась великая сила Божия. Именно в смирении мы закладываем основы христианской жизни, и эту истину Бог, ставший человеком, всеми силами стремится донести до нас, в том числе и на собственном примере: «Уничижил Себя Самого, приняв образ раба, смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп 2,7-8).
Всё учение Христа – об этом. Он призывает нас подражать Его смирению, говоря всем и каждому: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф 11,29)».

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна