Проповедь Его Высокопреосвященства Архиепископа Ивана Юрковича, Апостольского нунция в Российской Федерации. 7 июня 2015 г., Кафедральный собор Преображения Господня в Новосибирске. Торжество Пресвятых Тела и Крови Христа

Проповедь Его Высокопреосвященства Архиепископа Ивана Юрковича, Апостольского нунция в Российской Федерации. 7 июня 2015 г., Кафедральный собор Преображения Господня в Новосибирске. Торжество Пресвятых Тела и Крови Христа

Ваше Преосвященство! Ваши Преподобия! Дорогие братья и сестры!

Торжество Тела Христова неотделимо от Чистого Четверга, от тайной Вечери Господней, во время которой была установлена Евхаристия. Если вечером Чистого Четверга мы заново переживаем Тайну Христа, отдавшего Себя в жертву ради нас и нашего Спасения в преломлении хлеба и излитии вина, то сегодня, в торжество Corpus Christi, та же самая Тайна предлагается Церковью Народу Божьему для поклонения и созерцания. По улицам городов и деревень по всему миру проходят праздничные процессии – и Тело Христово, Сам Христос находится среди нас и ведет нас к Царствию Небесному!

Сегодня мы открыто выражаем ту особую близость, которую получили от Иисуса во время Тайной Вечери, потому что подобные отношения близости Он хочет установить не только с малым числом уже уверовавших в Него, но с каждым человеком. Итак, во время Тайной Вечери совершилась Евхаристия, то есть пресуществились дары – хлеб и вино. Целью пресуществления было не только изменение наших сердец – Иисусом в этой великой тайне было начато преобразование мира!

Давайте подумаем – по мере возможностей – как это было и как это могло быть. Можно сказать, что всё началось в Сердце Иисуса, Который накануне Своих Страстей возблагодарил и восславил Бога Отца и силой Своей любви изменил смысл смерти, которую Ему предстояло испытать. И то, что Евхаристия – Таинство алтаря – получила именно это имя, имеющее значение «благодарения», фундаментально важно для понимания всей Пасхальной Тайны. Пресуществление материи хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы есть плод самопожертвования Христа, дар Любви, которая сильнее смерти, – Той Божественной Любви, Которой Он был изъят из смерти! Именно по этому мы говорим, что Евхаристия есть Хлеб жизни, Хлеб жизни вечной.

Из Сердца Христова – из Его «Евхаристической молитвы», совершенной накануне Страстей, – исходит сила, преобразующая всю действительность в ее космическом, человеческом и историческом измерениях. Все вещи в мире происходят от всемогущества Любви Пресвятой Троицы вочеловечившейся в Иисусе Христе. В Сердце Христовом течет Божественная любовь, и поэтому – даже несмотря на предательство и Крестную Муку – это сердце может изменять людей и мир! Наше общение с Богом сильнее любого разделения. Оно есть наша со-причастность Богу. Евхаристия, Причастие, со-причастность вбирает в себя и вертикальное, и горизонтальное измерение Христова дара.

Какие прекрасные слова – «приступить к Причастию»! Вкушая Евхаристический хлеб, мы участвуем в жизни Самого Иисуса, входим в силу этой жизни, отданной за нас и ради нас. Мы только что услышали удивительные слова из Послания к Евреям: «Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел» (Евр 9,14). Эти слова напоминают о евхаристическом видении, бывшем у Блаженного Августина. Христос сказал Августину слова, дающие понимание преобразующей силы Евхаристии: «Я есть пища для сильных людей. Ты будешь питаться Мною и расти Мною. Не ты будешь изменять Меня, как изменяется пища в твоей плоти, – Я буду изменять тебя по своему подобию» (ср. Исповедь, VII, 10, 18).

Какие точные слова! Именно «очищая совесть нашу от мертвых дел», мы можем врастать во Христа и «расти Христом»! Во время евхаристической встречи с Господом мы становимся при-частными Христу, делаемся частью Его Единого Тела. Таким образом Причастие уподобляет нас Христу, делает нашу личность Самим Христом – раскрывает, освобождает от замкнутости эгоизма. Причастие включает нас в Личность Христа и через Него вводит в общение Пресвятой Троицы. Оно открывает нас друг для друга. Мы более не разделены – но едины в Нем.

Это придает основание и смысл социального присутствия Церкви. Посмотрите на жизнь святых. Они все были, так сказать, «евхаристическими душами». Те, кто узнают Христа в освященной Хостии, узнают Его одновременно в страдающих братьях и сестрах, в тех, кто голоден и жаждет, в бездомных, нагих, больных и заключенных. И сила действительного присутствия Христа в Евхаристии становится их силой и позволяет помогать даже тем, кому, казалось бы, нельзя помочь!

Поэтому, как неустанно подчеркивает Его Святейшество Папа Франциск, наша особая ответственность как христиан – способствовать построению справедливого, братолюбивого общества взаимопомощи. В наше время глобализации христиане не должны позволить, чтобы установилась глобализация без Бога. Евангелие направлено на единство человеческой семьи, но это не должно быть единение, навязанное извне, либо какими-либо идеологическими или экономическими интересами. И Тело Христово как действительное присутствие любви в мире преображает мир, делая его миром мира, взаимной любви и справедливости.

В евхаристической силе нет ничего магического или мифического. В ней действует смиренная и спокойная логика прорастающего зерна, которое прорастает, чтобы продолжить жизнь, логика веры, передвигающей горы мягкой Божьей силой! Мы, Церковь, зёрна, соединенные во Христе и одухотворенные Христом. Господь посеял нас, чтобы в человеческой истории зрели единение и мир, которые являются единственной целью наших стремлений.

Мы как зёрна продолжаем прорастать во Христе. Мы с трепетом несем в себе Его Тело как Пресвятая Дева во время посещения Елизаветы. Давайте не забывать слова Христа Августину: «Я есть пища для сильных людей». И пускай сила Сердца Христова бьется в наших сердцах и любовь Марии управляет каждым нашим вздохом!

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна