Проповедь Бенедикта XVI во время Мессы открытия Года Веры

Дорогие Братья Епископы,
Дорогие братья и сестры!

Сегодня, спустя 50 лет с момента открытия II Ватиканского Собора, мы с глубокой радостью начинаем . Я счастлив приветствовать всех вас, особенно Его Святейшество Варфоломея I, Патриарха Константинопольского и Его Высокопреосвященство Роуэна Уильямса, архиепископа Кентерберийского. Особо приветствую Патриархов и Верховных Архиепископов Восточных Католических Церквей, и председателей Епископских конференций. В воспоминание о Соборе, который некоторые из нас здесь присутствующих – приветствую их с особой любовью – имели благодать пережить лично, это богослужение было дополнено несколькими особыми знаками: вступительной процессией, которая напомнила о той памятной процессии Соборных Отцов, когда они торжественно вошли в эту базилику; интронизацией Евангелиария, копии того, что был использован во время Собора; вручением семи заключительных Посланий Собора и Катехизиса Католической Церкви: это я сделаю в конце, перед благословением. Эти знаки помогают нам не только вспомнить, но и дают перспективу, чтобы идти дальше простых воспоминаний. Они призывают нас глубже войти в духовное движение, характеризовавшее II Ватиканский Собор, чтобы присоединиться к нему и развивать его в соответствии с его истинным смыслом. И этим смыслом была и по сей день остается вера в Христа, апостольская вера, движимая внутренним побуждением сообщать Христа каждому человеку и всем людям в паломничестве Церкви по дорогам истории.

Год веры, который мы сегодня начинаем, связан последовательным образом со всем путем Церкви за последние 50 лет: от Собора, через Учительство Слуги Божия Павла VI, объявившего «Год веры» в 1967 году, до Великого Юбилея 2000 года, которым Блаженный Иоанн Павел II вновь предложил всему человечеству Иисуса Христа, как единственного Спасителя «вчера, сегодня и вовеки». Между двумя этими Папами, Павлом VI и Иоанном Павлом II, была глубокая и полная общность взгляда на Христа, как на центр вселенной и истории, и апостольская жажда возвещать Его миру. Иисус является сердцем христианской веры. Христиане верят в Бога через Иисуса Христа, открывшего им лик Бога Отца. В Иисусе исполнились Писания, и Он дает их окончательное толкование. Иисус Христос есть не только предмет веры, но, как гласит Послание к евреям, Он – «начальник и совершитель веры» (12,2).

Сегодняшнее чтение из Евангелия говорит нам, что Иисус Христос, помазанный Духом Господним, является истинным и вечным субъектом евангелизации. «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим» (Лк 4,18). Эта миссия Христа, Его движение продолжается в пространстве и во времени, через века и континенты. Это движение исходит от Отца и, силою Святого Духа, несет Благую Весть нищим всех времен – нищим в материальном и духовном смысле. Церковь является главным инструментом этого деяния Христа, поскольку она соединена с Ним, как тело с главой. «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин 20,21), – сказал Воскресший Своим ученикам, и, дунув на них, добавил: «Примите Духа Святаго» (ст. 22). Именно Бог является главным субъектом евангелизации мира, через Иисуса Христа; но Иисус пожелал передать Церкви Свою миссию, и сделал это, и продолжает делать это до скончания времен, вселяя Святого Духа в учеников, – Того Самого Духа, Который сошел на Него и оставался на Нем всю Его земную жизнь, давая Ему силу «проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение», «отпустить измученных на свободу» и «проповедывать лето Господне благоприятное» (Лк 4,18-19).

II Ватиканский Собор не пожелал ограничиться темой веры в каком-то одном особом документе. Он был полностью движим осознанием и желанием, так сказать, вновь погрузиться в христианскую тайну, чтобы суметь убедительно предложить ее современному человеку. Два года спустя после закрытия Собора Слуга Божий Павел VI говорил об этом так: «Хотя Собор не говорит напрямую о вере, он говорит о ней на каждой странице, признаёт ее жизненную необходимость и ее сверхъестественный характер, считает ее целостной и сильной, и строит на ней свое учение. Достаточно вспомнить [некоторые] утверждения Собора (…), чтобы понять крайнюю важность, которую Собор, верный традиционному учению Церкви, приписывает вере, истинной вере, которая имеет своим источником Христа, а проводником – учительство Церкви» (Катехизическое наставление на общей аудиенции 8 марта 1967 года). Так говорит Павел VI.

Но теперь следует вспомнить о том, кто созвал II Ватиканский Собор и кто его открыл: о Блаженном Иоанне XXIII. В речи на открытии он представил главную цель Собора такими словами: «Это в высшей степени касается Вселенского Собора: чтобы священное хранилище христианского учения сохранялось и преподавалось в наиболее эффективной форме. (…) Главная цель этого Собора, следовательно, заключается не в обсуждении той или иной темы учения… Для этого не требуется созывать Собор… Необходимо, чтобы это твердое и неизменное учение верно соблюдалось, углублялось и излагалось так, чтобы отвечать требованиям нашего времени» (AAS 54 [1962], 790.791-792).

В свете этих слов понятно, что я мог тогда испытывать: во время Собора царило волнующее напряжение в отношении общей для всех задачи дать просиять истине и красоте веры в нашем времени, не принося ее в жертву требованиям настоящего и не привязывая ее к прошлому: в вере звучит вечное присутствие Бога, Который превосходит время и тем не менее может быть принят нами в нашем неповторимом сегодня. Поэтому я считаю, что самое важное, особенно в такую знаменательную дату, как эта, восстановить во всей Церкви это позитивное напряжение, эту жажду возвещать Христа современному человеку. Но для того, чтобы этот внутренний порыв к новой евангелизации не остался лишь идеей и не ввергал в грех суеты, нужно, чтобы он опирался на конкретную и точную базу, и этой базой являются документы II Ватиканского Собора, в которых он нашел свое выражение. Поэтому я неоднократно настаивал на необходимости вернуться, так сказать, к «букве» Собора – то есть, к его текстам – чтобы найти их подлинный дух, и я повторяю, что истинное наследие II Ватиканского Собора находится в его документах. Ссылка на документы спасает нас от таких крайностей, как неуместная привязанность к прошлому либо забегание вперед, и дает возможность почувствовать новизну в преемственности. Собор не сформулировал ничего нового в вопросах веры, равно как и не желал заменить что-то древнее. Скорее он заботился о том, чтобы эта же самая вера продолжала жить в нас сегодня, продолжала быть живой верой в изменяющемся мире.

Если мы проникнемся духом, который желал придать II Ватиканскому Собору Блаженный Иоанн XXIII, то сможем осуществить его на протяжении этого Года Веры в рамках единого пути Церкви, которая неизменно желает приумножать веру, завещанную ей Христом. Отцы Собора желали представлять веру действенными способами; и если они открылись с доверием диалогу с современным миром, то именно потому, что были уверены в своей вере, в крепкой скале, на которую они опирались. И напротив, в последующие годы многие приняли без рассуждений общераспространенную ментальность, поставив под сомнение сами основы depositum fidei, которые они, к сожалению, не считали возможным принять в качестве истины.

Если Церковь сегодня предлагает новый Год веры и новой евангелизации, то не это не в честь годовщины, а потому что в этом есть необходимость, даже более настоятельная, чем 50 лет назад! И ответ, который следует дать на эту необходимость, является тем же самым, выраженным Папами и Отцами Собора и содержащимся в его документах. Инициатива создания Папского Совета, посвященного содействию новой евангелизации, – которому я выражаю благодарность за его особые усилия по проведению Года Веры, – также входит в эту перспективу. За эти десятилетия всё большее пространство завоевывает духовное «опустынивание». О том, что может означать жизнь, мир без Бога, во времена Собора можно было узнать из нескольких трагических страниц истории, но сегодня, к сожалению, мы видим это каждый день вокруг нас. Это пустота, которая распространяется. Но именно исходя из опыта этой пустыни, из этой пустоты, мы можем вновь открыть для себя радость быть верующим человеком, жизненную важность веры для мужчин и женщин. В пустыне понимаешь ценность того, что является важным для жизни; в современном мире есть огромное число знаков, часто выраженных в скрытой или негативной форме, которые указывают на жажду Бога, высшего смысла жизни. И в пустыне требуются прежде всего люди веры, которые своей жизнью указывают путь к Земле обетованной и поддерживают тем самым надежду. Живая вера открывает сердце к благодати Божией, которая очищает от пессимизма. Сегодня, как никогда, евангелизировать означает свидетельствовать о новой жизни, преображенной Богом, и таким образом указывать путь. Первое чтение говорило нам о мудрости путника (ср. Сир 34,9-13): путешествие является метафорой жизни, а мудрый путник – это тот, кто усвоил искусство жить и может поделиться им с братьями – как это происходит с паломниками на пути Сантьяго, или на других путях, которые неслучайно вновь становятся популярными в эти годы. Почему столько людей сегодня чувствуют потребность совершать эти паломничества? Может быть, потому, что находят или, по крайней мере, интуитивно ощущают в них смысл нашего бытия в мире? Вот как мы можем представить себе этот Год Веры: паломничеством в пустынях современного мира, в которое нужно брать с собой только самое главное: ни посоха, ни сумы, ни хлеба, ни денег, ни две туники – как говорит Господь апостолам, посылая их проповедовать (ср. Лк 9,3), но Евангелие и веру Церкви, ярким выражением которой являются документы II Ватиканского Собора, равно как и Катехизис Католической Церкви, опубликованный 20 лет тому назад.

Дорогие Братья, 11 октября 1962 года отмечался праздник Пресвятой Богородицы. Ей мы вверяем Год Веры, как я сделал неделю назад, отправившись с паломничеством в Лорето. Да сияет на пути новой евангелизации Пресвятая Дева! Да поможет Она нам исполнить наставление апостола Павла: «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга… И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» (Кол 3,16-17). Аминь.

Источник: Радио Ватикана

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна