Профессор Ваэль Фарук: «Мусульмане воспринимают рождение Иисуса как чудо»

Профессор Ваэль Фарук: «Мусульмане воспринимают рождение Иисуса как чудо»

В конце минувшего года несколько детских учреждений в Италии решили проявить «политкорректность», отменив рождественские мероприятия. Так, в школе в Роццано (провинция Милан) был отложен рождественский концерт и убрано распятие. Аналогичным образом поступило руководство детского сада в Пьетрасанете (провинция Лукка). Поскольку цель этих решений была заявлена как стремление «не оскорблять» последователей нехристианских религий – в частности ислама, журналисты решили узнать, что думает по этому поводу мусульманин. На вопросы ответил египтянин Ваэль Фарук, профессор арабского языка Католического университета в Милане и Американского университета в Каире.

— Профессор Фарук, оскорбляют ли вас как мусульманина рождественские праздники в школах и детских садах?

Прежде чем говорить от имени ислама и запрещать в школах рождественские вертепы, которые якобы могут оскорбить представителей иных религий, директора должны были спросить у мусульман, какие чувства они питают по отношению к Рождеству. Думаю, полученный ответ их бы весьма удивил. Ведь рождение Иисуса ? это божественное чудо, которое признают и . Хотя у нас нет традиции отмечать это событие как религиозный праздник, мы воспринимаем его как священный момент в истории человечества. признают исключительность Иисуса и чудо Его рождения. Для нас вертеп ? это ничуть не оскорбление, более того, это дань уважения к тому, что мы сами признаем. Коран признает за Иисусом (Исой) особый статус.

Можно ли понять ваши слова так, что мусульмане относятся к Рождеству Иисуса так же, как и ?

Конечно, между нами существуют разногласия в богословской сфере. Но я считаю, что мы не должны ссылаться на них в дискуссиях об уместности вертепа и о праздновании Рождества в государственных школах. Настоящая проблема начинается тогда, когда европейцы пытаются интегрировать мусульман в свое , замалчивая и запрещая собственные религиозные и культурные традиции. Некоторые полагают, что для интеграции мусульман нужно убрать кресты, а для интеграции гомосексуалистов нужно покончить с институтом семьи. Это узкий и негибкий modus vivendi, который рассматривает культурное пространство как что-то замкнутое и ограниченное, где из-за «переизбытка» культур нужно отнять часть пространства у одной традиции, чтобы отдать другой. Но природа культурного пространства состоит как раз в том, что оно не замкнуто. Вместо того чтобы пытаться что-то удалять, мы должны пытаться добавлять и наводить мосты. По моему мнению, тот, кто требует убрать крест в знак уважения к чувствам мусульман, ничем не лучше тех, кто видит в мусульманах опасность для креста – то есть для христианства.

— Значит, рождественские вертепы не оскорбляют мусульман?

Сотни мусульманских семей без всяких проблем принимают участие в живых вертепах во время рождественских праздников. В одной школе Иисуса Христа играл ребенок-мусульманин. Настоящая проблема не в том, что думают мусульмане о Христе. Сегодня исламом прикрываются террористы, политики, носители различных идеологий. Все говорят от имени мусульман, но никто не говорит с ними.

— Можно ли говорить, что запрет вертепов ? это еще и признак невежества?

Вероятно, те, кто запрещают вертепы, не знают, что в Египте, Тунисе, Марокко и во многих других исламских странах празднуют : множество мусульманских семей наряжают рождественскую елку в своих домах. Существует большое отличие религии от культуры. Если религия ? это символ веры, который мы признаем или отрицаем, то культура ? это плод эволюции того или иного общества во времени, это человеческая формула, которая не может быть отделена от сердца и языка. Египтянин-христианин говорит: «Я христианин по вере и мусульманин по культуре». Я полагаю, что похожим образом говорят и мусульмане в Европе. Их культурная принадлежность, хотят они этого или нет, определяется языком, одеждой, едой, искусством, технологиями, повседневной речью…

Младенец Христос родился в бедности и вдали от дома. Мы можем посмотреть на Него как на маленького беженца?

Да, конечно! Неслучайно, что Христос в начале своей жизни пережил опыт беженца – причем не только в момент рождения [в тот период Иудея, в которой находится Вифлеем, и Галилея, где расположен Назарет, хотя и пребывали под властью Рима, но формально находились на территории разных государств – ред.], но и когда бежал в Египет, спасаясь от Ирода, который хотел Его убить. Свои первые годы Он провел среди египтян, которые оказали ему искреннее гостеприимство. Иисус Христос был беженцем в полном смысле этого слова. И эти факты обретают особое значение в наши дни, когда западный мир сталкивается с невиданным доселе наплывом мигрантов.

Перевод с итальянского Владимира Степанова по материалам сайта www.ilsussidiario.net
Источник: Благовест-инфо

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна