Призванный к свободе

Настоятель челябинского прихода Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии Римско-Католической Церкви отец Вильгельм Палеш празднует в этом году сразу три юбилея: весной ему исполнилось 75 лет, в начале августа – 15-летие служения в России (в Челябинске), в декабре будет золотой юбилей священства.

Заслуги отца Вильгельма оценил Папа Римский Бенедикт XVI, недавно назначив его личным прелатом. Хотя решение о назначении было принято еще в июне, о нем стало известно лишь 11 августа, в предпоследний день пастырской конференции Преображенской епархии Римско-Католической Церкви. Первый папский прелат во всей огромной Преображенской епархии с кафедрой в Новосибирске, отец Вильгельм – один из самых известных и уважаемых священников епархии, прихожане из Челябинска и области восхищаются его энергией и отвечают на его сильнейшую любовь взаимностью.

Почетный титул папского прелата отец Вильгельм принял с радостью и благодарностью, однако в повседневной жизни не хочет, чтобы на это обращали внимание. Папский прелат – почетный титул католического духовенства. Прелаты не имеют неких особых обязанностей, наименование «монсиньор» придает титулу особый оттенок пиетета. Среди священников, удостоенных этого титула, немало святых, например, святой Хосемария Эскрива, знаменитый испанский проповедник.
Свое призвание к священству Вильгельм Палеш осознал рано – в 11 лет. Он тогда работал пастухом у местного священника, а для этого маленькому Вильгельму нужно было рано вставать и поздно возвращаться, так что он жил со священником и его родителями. Мама священника научила его молитвам, чтобы не было скучно на пастбище, и мальчик с радостью читал Розарий. (Подобным же образом воспитывался и мальчик Варфоломей, будущий великий святой Сергий Радонежский.) Там, в поле, будучи пастырем малого стада, мальчик понял, что больше всего на свете ему хотелось бы служить Богу, стать священником (снова параллели со святым Сергием). Но для этого сначала нужно было поступить в семинарию, а их в то время в ГДР не было ни одной. «Если Бог захочет, семинарию откроют, и я выучусь!», решил для себя Вильгельм, и буквально через несколько месяцев он узнал, что епископам ГДР удалось получить разрешение на открытие семинарии в городе Эрфурт, куда 57 лет назад и поступил молодой человек по имени Вильгельм Палеш. Примерно на 2 курсе у него появился интерес к Центральной и Восточной Европе и, особенно, России. Молодой семинарист любил стоять у окна, выходящего на восток и молиться об обращении российского народа.

Но, даже будучи уже рукоположенным, отец Вильгельм не имел возможности поехать служить в Россию, прекрасную страну, отпавшую от Господа Бога и нуждающуюся в новой евангелизации – священникам, тем более, католическим, в СССР «вход был воспрещен». 35 лет отец Вильгельм Палеш служил в немецких приходах, а когда рухнул железный занавес и начался распад СССР, он твердо решил ехать в Россию и служить там. Прибыв в отпуск в тогда еще Советский Союз, он объездил много приходов и, в конце концов, в 1992 году остался в Челябинске, где на тот момент из прихожан было лишь немного молодых людей, а в большинстве были немецкие и польские бабушки. «Когда они уедут в Германию, уеду и я», решил отец Вильгельм. Но община стала расти – привлеченные живой и теплой верой, приходили новые и новые люди. И вот тогда стала реальной мечта многих поколений верующих подпольной общины о храме. Церковь была возведена за 6 лет и освящена 15 августа 1999 года епископом Иосифом Вертом SJ. Большой и красивый храм – одно из украшений Металлургического района и города. Огромный зал церкви (рассчитан на 400 мест) в праздники едва вмещает верующих, на воскресные Богослужения приходит порядка 150 человек, в будние дни Мессы проходят в часовне, но и она бывает полна.

От кого больше зависит численность общины: от священника или от самих прихожан? Отец Вильгельм говорит: «от Бога».

— Отец Вильгельм, как получилось, что Папа Римский Бенедикт XVI назначил Вас своим прелатом?

— Прелатами назначают, в основном, почтенных и почитаемых священников в возрасте. В Германии среди священнослужителей слова «престарелый священник» и «прелат» считаются синонимами (но прелатов в Германии почему-то очень мало, а престарелых священников много). Меня же в прелаты «выдвинул» хороший друг нашего прихода отец Петр Фидермак, долгое время гостивший в Челябинске. На престольный праздник в декабре прошлого года к нам приезжал апостольский нунций архиепископ Антонио Меннини, и отец Петр предложил нунцию позаботиться о том, чтобы я стал прелатом. Дело в том, что я – самый старший из священников нашей епархии и первый священник из-за границы, который служит в России, да еще 15 лет, на это и упирал отец Петр. Никаких почестей я не хотел, но спорить с отцом Петром было бесполезно, и нунций, как оказалось, запомнил его предложение, и затем вместе с нашим епископом Иосифом Вертом SJ направил соответствующее обращение в Ватикан к Святейшему Отцу. Вручение документа на пастырской конференции в Новосибирске 11 августа было для меня большой неожиданностью – и думать забыл о просьбе отца Петра Фидермака, ведь в приходе у настоятеля очень много дел…

— Теперь Вас полагается называть «монсиньор Палеш»?

— Нет, не надо этого! Все привыкли называть меня «отец», и я привык. Не нужно никаких почестей; даже будет лучше, если люди забудут, что я теперь прелат. Конечно, они очень этим гордятся, я знаю, но земные награды и титулы для нас далеко не на первом месте. Так что даже не знаю, как буду носить этот прелатский пояс, который мне вручил в Новосибирске отец епископ. Сутану я не ношу – не очень удобно, да и погода жаркая.

— Вы никогда не жалели, что приехали служить в Россию?

— Нет! Для меня большая награда служить здесь, чем получить некие почести. Вообще, 15 лет служения в России – мои лучшие годы за все годы священства!

— Трудно быть священником?

— Если служишь, вкладывая в это всю свою душу, служишь с сердцем – всегда радостно. Если же наполовину или вообще без сердца, автоматически исполняя свое служение, это, наверное, очень трудно. Великий французский священник, святой Иоанн Мария Вианней говорил: «Как страшно быть священником! Какое сострадание вызывает священник, который совершает Литургию как что-то привычное! Как несчастен священник, чья нравственная сущность не соответствует его служению!». Во время Святой Мессы мы произносим Евхаристическую молитву: «…благодарим Тебя, ибо Ты удостоил нас стоять пред Тобою и служить Тебе» — для осознания смысла священства нужно вникнуть и понять формулировку этой молитвы. В фильме «Кароль» (о Папе Иоанне Павле II) есть такая фраза: «Священник – это человек для других людей». Очень точная формулировка! Священство – великий подарок от Бога. Я очень рад, что Господь послал мне такое призвание, и если бы сейчас передо мной вновь стоял выбор профессии и жизненного пути, я не раздумывая, снова пошел бы учиться в семинарию!

[…]

— Католики любят говорить о человеческой свободе. В чем она заключается?

— Свобода – не вседозволенность. Она заключается в том, что мы делаем не то, что нам хочется, и чего требуют наши гордость, высокомерие, эгоизм – а в том, что мы исполняем волю Божью. Люди, которые считают веру своеобразными узами, на самом деле очень сильно скованы – они зависят от своей и чужой воли, алкоголя, наркотиков, секса, на них влияют события, информация из масс-медиа, депрессии и т.д. Если же человек делает, что Бог хочет, он обретает настоящую свободу, во-первых, от своего эго. В Евангелии Господь устами апостола Павла говорит: «К свободе призваны вы!». Пойдя за Иисусом, мы освобождаемся от всех внешних и внутренних оков. Мы это хорошо видим на примере бразильского католического центра реабилитации бывших наркоманов: все они сами пришли к Христу и с Его помощью завязали с наркотиками навсегда. Теперь они свободны! Говорят, невозможно полностью бросить наркотики, но это не так. Люди живут в этом центре десятилетиями, помогают новым своим собратьям по несчастью покинуть эту дьявольскую клетку. Они слышат Слово Божие, идут за Иисусом, и обретают свободу. Если человек отдает свою жизнь в руки Господа, он становится свободным.

– Целибат – это тоже элемент христианской свободы?

– В каком-то смысле, безусловно, да. Монашествующие и священнослужители – все они свободны, но их свобода в другом – жить в послушании, бедности, целомудрии. Некоторые говорят, целибат ненормален. Для них ненормален, для меня и многих других обет безбрачия естественен – Бог дал нам такой путь к свободе. Свободу человека можно сравнить с качелями: они не могут свободно качаться, если не будет крепления, некоего винта. Таким винтом является вера.

Иван Слободенюк

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна