Прикоснуться к истокам веры…

Католикам нашей епархии о. Виктор Билотас известен очень хорошо. Он – выпускник семинарии в Санкт-Петербурге, бывший администратор Кафедрального собора Преображения Господня, член редколлегии и постоянный автор «Сибирской Католической Газеты». В настоящее время о. Виктор продолжает свое образование в Риме. Приехав в родную епархию на летние каникулы, он любезно согласился поделиться с читателями «СКГ» своими впечатлениями от годичного пребывания в столице мирового христианства.

О. Виктор БилотасСначала – несколько слов о том, как я вообще попал в . Всем выпускникам семинарии «Марии – Царицы Апостолов» в течение нескольких лет после рукоположения может быть предоставлена возможность продолжить свое богословское образование в Риме. Я этой возможностью воспользовался и в итоге оказался в «вечном городе». Область моих интересов – история Церкви, поэтому, среди множества римских учебных заведений, я выбрал Григорианский университет. Это – единственный университет в Италии, а, может быть, и во всем мире, который имеет в своем составе факультет Истории Церкви. В других университетах обычно есть лишь кафедра церковной истории при богословском факультете. Меня поселили в Папской коллегии «Руссикум». Сами стены столь славного учреждения, воспитавшего несколько поколений подвижников российского католичества, внушают почтение. «Живая легенда» нашей епархии, о. Алексей Стричек, провел в этих стенах много насыщенных духовным творчеством лет, а другой старейший священник, о. Иосиф Маха, был здесь ректором. Путь от «Руссикума» до «Григорианы» занимает около 20 минут пешком.

Григорианский университет – учреждение со славной историей, богатейшей традицией, огромной библиотекой. И это – несмотря на все потери, на все трудные моменты судьбы. Основанный иезуитами, этот университет переживал кризис в XVIII столетии, когда орден иезуитов был временно упразднен. Тогда же подверглась конфискации университетская библиотека, и ее фонд составил основу Национальной библиотеки Италии. Однако же, преодолев все невзгоды, и иезуитский орден, и опекаемый им университет, и научная библиотека были восстановлены и вернули себе значение центра христианского просвещения.

Папский Грегорианский университет в РимеИменно в «Григориане» вселенское измерение Католической Церкви становится явственным и осязаемым, переживается со всей наглядностью и отчетливостью. Здесь обучаются студенты со всех континентов, из более чем ста стран. Есть среди них и не-католики: лютеране, православные… Здесь же можно увидеть Церковь во всей полноте её чинов: в студенческих аудиториях рядом друг с другом сидят священники, монашествующие, миряне, мужчины и женщины. Итальянцев среди студентов – не более 15%, однако преподавание ведется на итальянском языке, и этот язык стал для нас языком межнационального общения. Кто-то владеет итальянским получше, кто-то – похуже, однако мы можем знакомиться, общаться, заводить новых друзей, ходить друг к другу в гости… Мы узнаем о ситуации Католической Церкви в других странах, мы вникаем в иные типы духовности, культурной традиции. Тем самым, само понятие «кафоличности» наполняется для нас реальным смыслом.

Что касается моих научных интересов, то меня очень занимает тема идентичности Католицизма на просторах России вообще и Сибири в частности. Идентичности сибирского католика была посвящена недавняя пастырская конференция в нашей епархии. Мы связываем ее с освоением Сибири в XVIII – XIX столетии, с массовыми репрессиями сталинского режима. Однако на самом деле корни католического присутствия в Сибири (особенно – в Южной Сибири) уходят в глубину веков. Собственно, евангелизация этих территорий началась еще в V веке и шла через Среднюю Азию и Монголию, а затем – через регионы нынешних Тувы, Бурятии и Алтайского края. На том этапе особая роль принадлежала несторианским миссионерам и проповедникам. Центр Несторианской церкви находился тогда в Персидском государстве, но ее миссионерские усилия были устремлены на север – к кочевым племенам. Среди монголов и родственных им народностей было немало христиан, а некоторые племена приняли христианство в полном составе.

Католические миссионеры пришли на те же территории в XIII веке. Есть исторические сведения о сильной доминиканской миссии среди башкир, а один из башкирских князей даже обратился в католичество со всей семьей. Но особую роль сыграли францисканцы. Они специально изучали монгольский язык, инкультурировались в монгольскую среду, принимали кочевой образ жизни, перемещались вместе с племенами… Некоторые из них погибли мученической смертью. Области Южной Сибири, Алтайского края в XIV веке входили в состав Апостольского викариата с центром в Пекине (тогда этот город назывался Ханбалык).

В Риме мне дана превосходная возможность ощущать пульс жизни Вселенской Церкви, изучать историю христианства даже в столь отдаленных от его столицы областях, как моя родная Сибирь. Я имею постоянную возможность слушать проповеди Святого Отца: очень глубокие богословски и, вместе с тем, конкретные и ясные. Однако есть и нечто еще более значительное. Это – святыни первых веков христианства, с которыми здесь встречаешься буквально на каждом шагу. Сама возможность ходить по тем же улицам, по которым ходили когда-то апостолы Петр и Павел, повергает меня в восторг и трепет. Особенно сильно это ощущалось в первые месяцы моего пребывания в Риме. В центре города есть много так называемых domus ecclesia. Это – частные дома, в которых собирались первые христиане для совместной молитвы и совершения Евхаристии. Ныне над этими местами высятся христианские храмы, однако, зайдя внутрь и спустившись в крипту, мы можем видеть остатки тех самых комнат, баптистериев, древнюю христианскую символику и т.д. А на том месте, где ныне располагается церковь «Санта Пуденциана» (близ знаменитого храма «Санта Мария Маджоре»), по преданию остановился апостол Петр, впервые прибывший в Рим. Здесь же (в доме состоятельного римлянина Пуденция, принявшего христианство) он постоянно совершал Евхаристию. Целый ряд мест связан и с именем апостола Павла. Это – площадь «трех фонтанов», где Апостол народов был обезглавлен. По преданию, его отрубленная голова трижды коснулась земли, и в этих местах чудесным образом забили источники. Рядом располагается еще одна церквушка: здесь в I веке находился карцер, а в нем святой Павел дожидался казни, молился, утешал других узников, приводил их ко Христу. Ныне весь этот комплекс принадлежит монахам-траппистам. Еще одно место заключения Петра и Павла (где они проповедовали и крестили) находится между площадью Венеции и Колизеем. Соответствующий храм-музей посещает ныне очень много людей.

В Риме я не раз приходил ко гробу «князя апостолов» в Соборе Святого Петра. Перед самым моим отъездом на каникулы, на Первой вечерне торжества Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла (28 июня) Папа Бенедикт XVI объявил, что останки, покоящиеся под алтарем Собора Святого Павла «вне стен», – подлинные, они в действительности принадлежат Апостолу язычников. Церковное предание издавна свидетельствовало, что в этом месте находится могила Павла, а теперь данный факт получил научное подтверждение. Здесь же, в Риме, в храме св. Климента, покоятся и мощи покровителей нашей страны – святых Кирилла и Мефодия.

Памятник палеохристианского искусства. Саркофаг IV века.Не менее глубокое впечатление произвели на меня памятники древнего христианского искусства (его называют «палеохристианским»): катакомбные фрески, саркофаги IV века. За кажущимся примитивизмом кроется не только живое религиозное чувство, но и полет богословской мысли. Сюжеты, представленные на иных саркофагах, можно с полным правом назвать «богословием резца». Это – иллюстрации Священной Истории и даже возвышеннейших тайн веры, как, например, догмата о Святой Троице. Мы привыкли восхищаться, как «очень древними», святынями XIV или XVI века, скажем, иконами школы Андрея Рублева или Новгородской школы. Но какое же чувство должны тогда вызывать у нас римские реликвии, которым почти две тысячи лет!?

Нигде, как здесь, так не ощущается экзистенциальный контакт с нашими предшественниками во Христе, с истоками самой веры. А потому и опыт моего годичного пребывания в столице христианства я мог бы обобщить одной фразой: «прикоснуться к истокам веры».

Свящ. Виктор Билотас

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна