Представители Ватикана, хорошо знающие понтифика, рассказали о нем москвичам

Представители Ватикана, хорошо знающие понтифика, рассказали о нем москвичам

Встреча на тему «: глава Церкви, иезуит, человек» состоялась 3 марта в Институте Cв. Фомы. Своими впечатлениями о личном общении с Папой Римским Франциском, а также размышлениями об особенностях его понтификата поделились апостольский нунций в России архиепископ Челестино Мильоре и священник Антонио Спадаро (SJ) – теолог, писатель, главный редактор журнала «La Civiltà Cattolica» («Католическая цивилизация»), советник Папского Cовета по культуре, автор книги-интервью с нынешним понтификом.

Первый вопрос, который задал модератор – историк и журналист Алексей Юдин, касался друзей понтифика. По словам о. Антонио, Папа не окружает себя «своим клубом», рядом с ним нет «берголианцев», он открыт для самых разных людей. Еще во время служения в Аргентине круг его общения не ограничивался католиками; в числе близких друзей кардинала Бергольо священник назвал иудея, мусульманина, лютеранского теолога из Дании. Такая «открытость внешнему миру позволяет ему видеть в окружающих человечность, уважать различия и понимать, как Господь по-разному действует в разных людях», сказал о Папе о. Антонио.

«Мир – в борьбе и конфликтах, раны кровоточат, миру необходимо Евангелие», – таково, по мнению священника, видение Папы Франциска, которое со всей очевидностью проявляется не только в выступлениях, но и в его многочисленных поездках, в которых о. Антонио сопровождает понтифика. Он обратил внимание на то, что Папа «буквально руками хочет касаться разделяющих стен и ран этого мира, желая исцелить их». Именно этим объясняется его стремление непременно прикоснуться к людям через жест благословения, рукопожатие или объятие, оказаться с ними в прямом контакте (чем доставляет немало хлопот своей охране) во время визитов в африканские страны, охваченные напряжением и противостоянием, а также в Колумбию, Мьянму, Южную Корею, Турцию, Армению, Азербайджан, Грузию. «Эти страны – как открытые раны», – сказал о. Антонио, а Юдин напомнил слова Франциска: «Я вижу Церковь как полевой госпиталь после боя».

«Это очень неожиданный, необычный Папа. А похож ли он на Папу?» – этот вопрос не застал священника врасплох, потому что ему никогда не приходило в голову сравнивать Иоанна Павла II, Бенедикта XVI и Франциска I, поскольку «разные Папы соответствуют своему времени и тому, что требует от них Святой Дух». По словам о. Антонио, Папа Франциск четко следует давно избранному девизу «Miserando atque eligendo» («Милосердно взирая и избирая»). О. Антонио посоветовал провести эксперимент: посмотреть видеозапись общения Папы с людьми после аудиенции, выключив звук. «Обратите внимание на его лицо: он старается видеть конкретного человека, его иногда поражает чье-то лицо, он хочет встретиться глазами именно с ним». А во время Мессы, которую он служит для 6 млн. человек, как на Филиппинах, или для полутора миллионов, как в Перу, Папа не окидывает взглядом все это море людей, он всегда сосредотачивается на тех, кто оказался перед ним. Это не просто поведенческая особенность, но «характерная черта понтификата – плод духа распознавания, которое всегда конкретно», считает о. Антонио. То же «конкретное внимание» проявляется и в отношении Папы Франциска к международным делам: он, по словам священника, понимает, что в основе политики лежат чьи-то конкретные интересы, а не деление людей «на плохих и хороших». Поэтому понтифик исходит из принципа: «только говоря со всеми, можно найти какое-то решение».

Каждый Папа запоминается по характерной фразе, напомнил архиепископ Челестино Мильоре. Так, с Иоанном Павлом II ассоциируется евангельский призыв «Не бойтесь!», с которого он начал свой понтификат. Какие слова история свяжет с Папой Франциском? По мнению архиепископа Мильоре, самая характерная его цитата: «Имя Бога – милосердие», потому что Папа «смотрит на Церковь и мир в перспективе милосердного Бога». Конечно, нельзя сказать, что это революционный взгляд. «Но, честно, говоря, это все-таки новый этап в теологии, экклезиологии, морали, политике, экономике и финансах и в истории Церкви. Папа Франциск ни в коем случае не порывает с традицией, но он ставит на первое место милосердие и любовь Бога»,– подчеркнул нунций.

Этот приоритет милосердия «будет многое менять» и уже меняет в церковной жизни: так, в экуменических отношениях Папа ставит акцент не на теологии, а на конкретном взаимодействии христиан разных конфессий в области милосердия. Именно «идея милосердной любви» движет Папой, когда он посещает бедные страны (а вовсе не потому, что он «коммунист», как пишут некоторые СМИ). Милосердие лежит в основе концепции солидарности, из которой исходит Франциск как государственный деятель, и это имеет огромное влияние на политику, экономику и финансы. Эта «перспектива милосердия» меняет и стиль работы дипломатических представителей Ватикана, продолжил архиепископ – не только потому, что Папа Франциск имеет большой моральный авторитет в мире, но и потому, что он, бескомпромиссно осуждая зло, всегда ищет возможности сотрудничества. «Этот стиль позволяет открывать много дверей», – сказал дипломат.

«Смотреть на мир глазами Бога» – этим заветом Игнатия Лойолы руководствуется Папа-иезуит, продолжил о. Антонио. В чем это проявляется? Например, секуляризация побуждает вновь и вновь задумываться о христианских корнях Европы. Что это значит? Может быть, это «ностальгия по временам имперской Церкви, когда христианство силой навязывало себя обществу»? Для Папы Франциска «христианские корни» – это «не внешний триумф всесильного Бога, но Христос, который умывает ноги всем». Такая Церковь, по мнению понтифика, не может отсиживаться в осажденной крепости, «чтобы сохранять чистоту». Напротив, она должна стремиться к диалогу с миром, должна «быть в пути, погрузиться в реальность, испачкать руки и ноги, не жалеть таланты, данные Богом». Такая позиция вызывает критику ультраконсерваторов, но Папа подчеркивает, что «Святой Дух выражает себя в милосердии – и это ключевой пункт для всех Церквей сегодня».

Отвечая на вопрос «Благовест-инфо» о том, как Папа Франциск реагирует на непонимание, а иногда и открытое неприятие и протесты, как во время его недавнего визита в Чили, о. Антонио поделился своими наблюдениями. «Казалось, что эта опасная атака и протесты его не трогают. Это так и было» – но не потому, что Папа был безразличен, а потому, что он не считает возможным реагировать на сложную ситуацию под давлением СМИ, не принимает «простых решений», которых от него ждут. «Папа хотел не закрыть проблему, просто сместив епископа, а более глубоко ее исследовать. Он мог бы избежать давления и критики, но он принял все на себя», – сказал священник об обвинениях в адрес епископа, который стал для общественного мнения в Чили «козлом отпущения».
Что же касается реакции понтифика на внутрицерковную критику, то, по словам о. Антонио, «он прислушивается к критике, которая на пользу Церкви, и никогда не называет оппозицию сопротивлением». Если же Папа видит, что критика мотивирована ненавистью и злобой, он не вникает в нее, «чтобы сохранить свое душевное и интеллектуальное здоровье».

Видеозапись встречи будет размещена на Youtube-канале Института Св. Фомы.

 

Благовест-инфо

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна