«Поток благодати» для восточных и западных христиан

Проповедник Папского двора, отец Раньеро КанталамессаОтец Раньеро Канталамесса, проповедник Папского дома, завершил цикл великопостных проповедей для Папы и Римской Курии. Эти проповеди были посвящены тайне спасения в западной и восточной христианских традициях. Папский проповедник утверждает, что благодаря развитию диалога с православными у католиков сегодня есть «шанс» привести к равновесию понимание христианства как пути искупления грехов и как «превозносящего и чудного» опыта, дара Святого Духа.

Что же такое христианство? Является ли оно в первую очередь путем к полноте благодати или же искуплением грехов? Разумеется, и то, и другое, но если взглянуть на двухтысячелетнюю историю христианства, все оказывается не так уж просто.

Перед тайной спасения Западная Церковь и Восточная Церковь выделяли всегда два аспекта, в определенном смысле противопоставляя их друг другу, хотя оба они истинны. Именно на этих различных «акцентах» сосредоточил свою последнюю великопостную отец Канталамесса. Он процитировал французского богослова Барди, обобщившего две позиции:

«Цель жизни для греческих христиан – обожение, а для христиан Запада – стяжание святости. (…). Слово сделалось плотью, согласно грекам, чтобы вернуть человеку утраченное в Адаме подобие Божие, чтобы обожить его. Согласно латинянам, Он стал человеком, чтобы искупить человечество (…) и чтобы возместить должное Божьему правосудию».

В Евангелиях и в посланиях Святого Павла, замечает отец Канталамесса, Слово, несущее свет Божий, и Агнец, берущий на Себя грех мира, — оба этих аспекта присутствуют, хотя и с разными акцентами. Но с последующими толкованиями Отцов Церкви «теории спасения» оказываются четко поделенными между Востоком и Западом, в особенности в том, что касается крещения: для восточных христиан оно, скорее, имеет целью восстановить в человеке «утраченный образ Божий», в то время как для католиков – вслед за Августином и его борьбой с пелагианством – преобладает «аспект исцеления от греха». В любом случае, отметил капуцин, было бы слишком поверхностно приписывать Востоку «более оптимистичное и позитивное видение человека и спасения», а Западу – «более пессимистичное».

«Я хочу показать, что и в этом случае золотое правило в диалоге между Востоком и Западом – это не неизбежный выбор одного из двух, а включение обоих. Если восточная доктрина, с ее высочайшей идеей величия и достоинства человека как образа Божия, подчеркивает возможность Воплощения, то доктрина западная, с ее настойчивым вниманием ко греху и немощи человеческой, подчеркивает его необходимость… Согласно Августину, святому Ансельму, Лютеру, настойчивое внимание к тяжести греха было еще одним способом подчеркнуть величие средства, дарованного Христом. Они выделяли ?обилие греха?, чтобы превознести ?изобилие благодати?».

Отец Канталамесса говорил затем о «потоке благодати» эпохального масштаба, который проявляется в «пятидесятническом движении» и в «различных харизматических обновлениях», вовлекающих сотни миллионов верующих во всех Церквах на Западе. Имеются в виду не движения в обычном церковном смысле этого слова: у них нет ни основателя, ни правила, ни управления, а есть только служения. Этот феномен, продолжил отец-капуцин, нельзя игнорировать, нельзя считать его маргинальным. Все Папы последних десятилетий считали харизматическое обновление «шансом для Церкви и для мира». Сам отец Канталамесса признался, что он вначале отвергал это движение, а затем увидел в нем «радостное, заразительное христианство», переживание силы и помазания Святым Духом. Речь не идет о «приобщении» к тому или иному движению, но об открытости воздействию Святого Духа. не является ничьей монополией, в том числе монополией харизматических движений. Важно не оставаться за пределами потока благодати, который в различных формах пересекает христианство, важно видеть в нем руку Божью и шанс для Церкви, а не угрозу или «чужеродную инфильтрацию в католичество».

«Пусть православные братья сами решат, предназначен ли этот поток благодати только нам, западным Церквам, или же новая Пятидесятница – это то, в чем нуждается и христианский Восток. А тем временем мы не можем не отблагодарить их за то, что они взращивали и упорно защищали на протяжении веков прекрасный и возвышенный идеал христианской жизни, который стал благотворным для всех христиан, также и благодаря безмолвному инструменту иконы».

Источник: Радио Ватикана

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна