Подпольная Церковь Чехословакии

Статья Кристы Понгратц-Липпитт, опубликованная 9 апреля с.г. в британском издании «The Tablet», посвящена яркой и неоднозначной фигуре католического подполья времен тоталитаризма – епископу Феликсу Марии Давидеку…

На протяжении 41 года коммунистического правления в Чехословакии в этой стране существовали подпольные сети католических общин, в некоторых из которых практиковались столь спорные вещи, как рукоположение женатых мужчин и женщин в священный сан. На прошлой неделе, спустя 21 год после падения «железного занавеса», заслуги одной из самых больших и известных таких сетей под названием «Койнотес» получили признание со стороны Герберт-Гааг-Фонда «За свободу в Церкви», вручившего ветеранам подпольного движения очередную ежегодно присуждаемую премию. Церемония награждения прошла в церкви при представительстве ООН в Вене в субботу 2 апреля.

Сеть общин «Койнотес» была основана епископом Феликсом Марией Давидеком. Давидек – фигура крайне спорная и неоднозначная, однако его исключительное обаяние и духовные харизмы получили широкое признание в Католической Церкви, в том числе, и со стороны епископов и кардиналов. Давидек учитывал знамения времен и формулировал на них пророческий ответ.
Чрезвычайные гонения со стороны одного из самых жестких атеистических режимов требовали столь же чрезвычайных ответных мер. Именно этим Давидек мотивировал практикуемые им рукоположения в священный сан женатых мужчин и женщин. Эта стратегия выживания бросала свет на потенциал реформаторства, внутренне присущий Церкви и, как это обычно бывает, не исчезающий со смертью реформаторов.

Еще перед коммунистическим переворотом в Чехословакии 1948 г. Давидек увлекался идеями французского иезуита Тейяр-де-Шардена, бывшего сторонником теории эволюционного развития, прежде всего в сфере психики, сознания и духа. Давидек полагал, что семинаристы, кроме философских и богословских, должны иметь багаж гуманитарных и естественнонаучных знаний, что широкое университетское образование им просто необходимо.
Еще учась в духовной семинарии в годы немецкой оккупации в ходе Второй мировой войны, Давидек мечтал об основании католического университета. Рукоположившись в священники в 1945 г., он продолжил учебу в университете. Он изучал медицину, а в конечном итоге защитил докторат по психологии. В это же время он основал подготовительные курсы для молодых католиков, как мужчин, так и женщин, под названием «Атенеум». Его цель – помочь верующим, не имевшим возможности окончить среднюю школу в период немецкой оккупации, получить аттестат, а также дать им начала богословского образования.

В 1948 г., когда к власти пришли коммунисты, «Атенеум» продолжал функционировать подпольно, однако Давидек оказался под наблюдением спецслужб и вскоре был арестован. Он провел в местах заключения 14 лет. Лица, отбывавшие наказание вместе с Даивдеком, вспоминают о нем, как о человеке бесстрашном и неуступчивом. Он постоянно протестовал против злоупотреблений тюремной администрации, а потому много времени проводил в штрафном изоляторе. В местах лишения свободы Давидек разрабатывал подробные планы выживания Церкви в условиях коммунистической диктатуры и записывал их на туалетной бумаге.
А такие планы были актуальны, как никогда. В 50-е годы гонения на религию в Чехословакии были самыми жестокими. Были упразднены все теологические факультеты в университетах, закрыты все духовные семинарии, кроме двух, находящихся под жестким государственным контролем. Епископы не признавали этих «государственных семинарий», запрещали своим прихожанам поступать в них, а в результате сами оказывались в заключении. Епископские кафедры одна за другой становились вакантными, служба безопасности контролировала все стороны церковной жизни.

Сразу же по освобождении в 1964 г. Давидек начал воплощать свои планы в жизнь. Вокруг него достаточно быстро сплотилась группа ревностных католиков. Они назвали свою общину «Койнотес», от греческого койнония (сообщество, общение, сопричастность). Встречи общины проходили втайне, по ночам или в выходные дни, а днем ее члены работали на «социалистическом производстве».
На подпольном кружке по изучению религии сам Давидек преподавал целый ряд предметов, он также пригласил других квалифицированных преподавателей. Благодаря заграничным друзьям, удалось контрабандным путем получить Документы Второго Ватиканского Собора и сочинения выдающихся богословов того времени Карла Ранера, Ива Конгара, Анри де Любака и ряда других.

Самой большой проблемой было обеспечение формирующейся сети общин «настоящими», т.е. не сотрудничающими с режимом священниками. До 1967 г. кандидатов посылали для тайного получения рукоположения в Германию или Польшу. В частности, подпольных священников для Чехословакии рукополагали тогдашний архиепископ Кракова Кароль Войтыла, позднее ставший Папой Иоанном Павлом II, и епископ Берлина Иоахим Майснер, позднее ставший архиепископом Кельна и кардиналом.
Сам Давидек никогда не мог рассчитывать на разрешение покинуть страну. Но его ближайший сподвижник по «Койнотес», молодой ученый-химик Ян Блага, был «выездным» и участвовал в научных конференциях за границей. Епископ Аугсбурга Йозеф Штимпфле тайно рукоположил его в священники. Несколькими месяцами позже, в октябре 1967 г. в Праге Блага был тайно хиротонисан в епископы словацким иезуитом Петером Дубовским, который сам имел тайную епископскую хиротонию. Епископ Блага в свою очередь хиротонисал Феликса Давидека. Все эти рукоположения и хиротонии были признаны действительными Ватиканом.

Постепенно «Койнотес» стал сердцем подпольной сети католических общин в Чехословакии. Давидек был убежден, что Церковь может реально сохраниться и исполнить свою миссию лишь в виде таких вот «малых общин», причем каждая такая община должна возглавляться своим собственным епископом, как это было когда-то в «ранней Церкви». Таким образом потребовалось значительное число епископов.
Начиная с 1968 г., когда советские танки раздавили «Пражскую весну», Давидек жил в постоянном страхе, что коммунистические власти одним ударом ликвидируют всю «подпольную Церковь», например, арестовав и отправив в Сибирь всё ее духовенство. Тогда он начал посвящать «запасных епископов», которые должны были вступить в права служения, если бы были арестованы «основные».
В это же время он начал рукополагать в священники женатых мужчин, первоначально – для византийского обряда, где это канонически допускалось. Греко-Католическая Церковь в Чехословакии была давным-давно запрещена коммунистами. Ее паству насильно присоединили к Православной Церкви, а обоих ее епископов отправили в места заключения. Многие греко-католики стали мучениками, кому-то удалось бежать заграницу, а кто-то продолжил служение в подполье. «Койнотес» пребывал в тесном контакте с этими последними.
Но позднее Давидек стал рукополагать в священники и женатых католиков латинского обряда. Формально они считались биритуалистами и получали разрешение на служение в латинском обряде. Был даже один женатый епископ. Давидек оправдывал эту инициативу, подчеркивая, что власти Моравии не станут подозревать женатых людей в том, что они – тайные священники.

Давидек пошел и на то, чтобы рукоположить в священники некоторое число женщин. Вопрос женской ординации обсуждался на собраниях «Койнотес». Давидек отстаивал разделяемую некоторыми католическими богословами позицию, согласно которой в древней Церкви женщины крестили, относили Причастие больным и были диаконисами, занимая свою ступень в церковной иерархии. Позднее они были из этой иерархии исключены под давлением исторических обстоятельств, но не по догматическим причинам. Главным же мотивом для возникновения женского священства был пастырский. Много верующий женщин, включая и монахинь, находилось в местах лишения свободы, где подвергались ужасным сексуальным пыткам. При этом они еще и были лишены духовного окормления: ведь заключенные священники были практически во всех мужских тюрьмах, а вот в женских – нет.
В декабре 1970 г. Давидек созвал специальный «пастырский синод» и вынес на его рассмотрение вопрос о женской ординации. В итоге половина членов синода проголосовала «против». В общине произошел раскол и этот день стал точкой отсчета ее новой истории. Спустя несколько дней Давидек рукоположил в священники известную в «Койнотес» Людмилу Яворову, а позже сделал ее своим генеральным викарием. Этот пост Яворова занимала вплоть до смерти Давидека в 1988 г.

Я помню, как в конце 90-х годов в Вене мы с ныне покойным архиепископом Джоном Буковским разговаривали о личности епископа Феликса Давидека и о произведенных им рукоположениях женатых мужчин и женщин. Архиепископ Буковский вспомнил о том, как Ватикан послал его с ознакомительной миссией в Чехословакию в 1977 г. Он лично беседовал с Давидеком в течение нескольких часов, зная о его практике неканонических рукоположений. «Я был крайне удивлен, когда меня приветствовала, представившись генеральным викарием, женщина, одетая в белый хабит и с крестом», — сказал архиепископ. При этом монсиньор Буковский назвал эти рукоположения хоть и незаконными, но действительными, и признал, что Рим был вполне в курсе происходящего.

Когда в 1989 г. пал «железный занавес», многие из рукоположенных в подполье священников и епископов, особенно из общинной сети «Койнотес», лелеяли тайную надежду, что Рим образует для них персональный ординариат и тем самым предоставит им возможность продолжать их прежнее служение. Ватикану потребовались годы, чтобы разобраться с действительностью их рукоположений, многие из которых не были подтверждены никакими письменными документами. Большинству из них пришлось пройти через новое «условное рукоположение», которое требуется в том случае, когда нет уверенности в действительности предыдущего. Многие женатые священники из подполья были приняты в клир восстановленной Греко-Католической Церкви.
В 1992 г. всем «подпольщикам», отказавшимся от повторного рукоположения, было запрещено исполнять священническое служение под угрозой отлучения от Церкви. Что же касается Людмилы Яворовой и ее «коллег» по женскому священству, то их, естественно, просто проигнорировали. На вышеупомянутой церемонии награждения в Вене Людмила Яворова сказала: «Работа была начата. Другие должны продолжить наше дело. Даже если Ватикан считает этот вопрос закрытым, я твердо убеждена, что спустя какое-то время он откроется вновь».

Я много раз встречалась с подпольными священниками, начиная с 1989 г., и сейчас продолжаю регулярно делать это. Они очень долго надеялись, что Рим изменит свое отношение к ним. Они отказывались публиковать интервью и высказывать какие-либо критические замечания по адресу церковных властей в Риме. Но теперь, когда старшее поколение этих священников уже отошло в мир иной, они поняли, что на них окончательно махнули рукой. И всё же, они и сегодня остались теми, кем всегда были – преданными, скромными, послушными католиками.

На церемонии вручения награды «Койнотес» в Вене впервые были публично признаны заслуги основателя этой общины епископа Давидека в деле обеспечения выживания Церкви в условиях гонений. В своих выступлениях профессор Тюбингенского университета Ганс Кюнг, профессор Боннского университета в отставке Ганс Йориссен (возможно, он является лучшим специалистом по истории католического подполья в Чехословакии), профессор Люцернского университета Вальтер Кирхшлегер сожалели об утраченном духовном потенциале подпольного католичества. «Концепция новой евангелизации в Чехии – стране, ныне являющейся одной из самых секуляризованных в Европе, – вполне могла бы черпать из опыта подпольной Церкви, которая сформировала модель новой евангелизации, актуальную, возможно, и сегодня», — сказал профессор Йориссен.
Те же идеи были высказаны в новой книге о подпольной Церкви в Чехословакии «Преданное пророчество» («Die verratene Prophetie») под редакцией Эрвина Коллера, Ганса Кюнга и Петера Крижана, вышедшей в люцернском издательстве «Edition Exodus».

Епископ Душан Шпинер, когда-то побывавший у Давидека в генеральных викариях, сказал на церемонии: «Секуляризованный мир не является континентом, населенным варварами и язычниками, которым мы обязаны проповедовать Евангелие. Это – наш мир, наше наследие, и в этом мире мы призваны жить со всей отвагой в качестве церковной общины».
Епископ Шпинер и Людмила Яворова приехали в Вену, чтобы получить присужденную премию от лица «Койнотес». Когда они сообщили, что намереваются потратить деньги на празднование юбилея епископа Давидека, которому в сентябре этого года исполнилось бы 90, зал взорвался овацией.

Перевод: Сибирская католическая газета

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна