Папа: Церковь является общиной, если она приближается к самым последним

Папа: Церковь является общиной, если она приближается к самым последним

По примеру Иисуса христиане должны приближаться и простирать руки к тем, кого общество стремится исключить из своих рядов: именно это делает подлинной «общиной». Об этом говорил на утренней Мессе 26 июня в часовне Дома Святой Марфы.

Первым из тех, кто «испачкал» свои руки контактом с отверженными, был Сам Христос. Он пачкал руки, дотрагиваясь до прокажённых, чтобы исцелить их. Тем самым Он учил Церковь, что не может быть христианской общины без близости. Святейший Отец основал свою проповедь на персонаже из короткого рассказа в Евангелии дня, — прокажённом, который нашёл в себе мужество поклониться Иисусу и попросить: «Господи! Если хочешь, можешь меня очистить». Иисус прикасается к нему и исцеляет от ужасной болезни.

Это чудо, отметил Папа, происходит на глазах у книжников, для которых прокажённый был «нечистым». «Проказа была пожизненным приговором», и «исцеление прокаженного было так же трудно, как воскрешение умершего». Вот почему эти несчастные находились на обочине жизни. Иисус обращается к отверженному и открывает фундаментальное значение слова «близость»:

«Община не может обойтись без близости. Невозможно помириться на расстоянии. Нельзя делать добро, не приближаясь к другим. Иисус вполне мог произнести: ‘Излечись!’, но нет: Он подошел и дотронулся. Более того: в тот момент, когда Господь прикоснулся к нечистому, Он Сам стал нечистым. Такова тайна Иисуса, берущего на Себя нашу грязь, нашу нечистоту. Апостол Павел справедливо говорит, что ‘Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого’. Павел идёт дальше: ‘Он сделался грехом’! Иисус стал грехом; Он превратился в изгнанника, беря на Себя нечистоту, чтобы приблизиться к нам».

Евангельский фрагмент приводит также призыв Иисуса к исцелённому: «Смотри, никому не сказывай; но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им». Папа Франциск отметил, что для Иисуса очень важна не только близость, но и включение в общину:

«Я часто думаю о том, что очень трудно — хотя не говорю, что невозможно, — творить добро, не замарав рук. Иисус, приближаясь, был запачкан. Но Он идёт дальше и говорит: ‘Иди к священникам и cделай всё то, что обязан сделать исцелившийся прокажённый. Того, кто был исключён из социальной жизни, Иисус принимает к Себе: принимает в Церковь, принимает в общество. ‘Иди, потому что всё должно быть сделано, как положено’. Христос никогда не отвергает кого-либо, никогда. Он отвергает Самого Себя, чтобы принять изгнанников, чтобы принять нас, отверженных грешников, в Свою жизнь».

Святейший Отец подчеркнул то изумление, которое Иисус вызывал Своими словами и действиями. «Сколько людей последовали за Иисусом в то время» и «следуют за Ним в истории, потому что были поражены Его словами!»

«И сколько людей смотрят издалека и не понимают, не интересуются. Сколько людей со злыми сердцами взирают издали, чтобы поставить Иисуса перед испытанием, чтобы раскритиковать Его и осудить. Сколько людей глядят с расстояния, потому что не обладают Его мужеством, хотя на самом деле очень хотят приблизиться к Нему! Но и в этом случае Иисус первым протягивает руку. Не так, как в описанном случае, но в Своём существе Он протянул руки ко всем людям, став одним из нас, совсем как мы. Он стал грешником — таким как мы — но без греха, Он замарался нашими грехами. Такова христианская близость».

Близость — это «прекрасное слово», — сказал Папа Франциск в конце своей проповеди, призывая к испытанию совести: «Умею ли я приблизиться?», есть ли у меня «сердце, сила и мужество прикоснуться к отверженным?». Этот вопрос, по словам Папы, касается также «Церкви, приходов и общин, монашествующих, епископов и священников, касается всех».

 
Источник: Радио Ватикана

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна