Папа о богатстве средневековой католической теологии

Святые Бонавентура и Фома Аквинский, два теолога, жившие в одно и то же время, стояли у истоков двух течений в богословии и духовности, тем самым демонстрируя, насколько богатой и изобилующей плодами может быть христианская вера, — сказал на «общей аудиенции по средам» в ходе катехезы, которая стала продолжением двух предыдущих, посвященных св. Бонавентуре. На этот раз Папа сравнивал богословские подходы Бонавентуры и Фомы Аквината.

Два великих средневековых богослова, представляющие «золотой век» схоластики, придерживались существенно различающихся концепций. Согласно св. Фоме теология включает два аспекта: теоретический, целью которого является познание Бога; и практический, который указывает людям путь к достижению блага. Св. Бонавентура, со своей стороны, постулирует существование еще одного, третьего аспекта, который он называет «премудростным». На этом этапе интеллект, воля и эмоции составляют одно нерасторжимое целое: усилия разума вдохновляются любовью к Богу и, в свою очередь, умножают любовь. Тем самым интеллектуальное познание претворяется в молитву и мистическое единение с Господом.

Если св. Фома связывает состояние счастья, доступное человеку, с познанием Бога, то св. Бонавентура – с созерцанием, с «погружением» в Бога, которое становится возможным в любви. Для св. Фомы ключевым понятием является истина, для св. Бонавентуры – благо.

Мысль св. Бонавентуры вырастает из францисканской харизмы, отстаивающей примат любви, и из телогии псевдо-Дионисия Ареопагита (VI век). Ареопагит развивает учение о 9-ти ангельских чинах, притом их различие определяется степенью внутреннего, духовного единения с Богом. Бонавентура также подхватывает интуицию св. Августина, замечая, что там, где возможности разумного познания достигают своего предела, любовь может пойти много дальше, проникая в глубины Божественной тайны.

Бенедикт XVI подчеркнул, что оба великих средневековых теолога дали красноречивое свидетельство возможности диалога между верой и разумом. Оба они служили Церкви своей эпохи с любовью и энтузиазмом и, оставаясь молодыми душой, каждый на свой лад способствовали ее обновлению.

Перевод: Сибирская католическая газета

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна