Папа: нельзя контролировать спасение, Божья любовь — это дар

Папа: нельзя контролировать спасение, Божья любовь — это дар

Нужно остерегаться книжников, которые сужают духовный кругозор и не позволяют людям принимать полноту Божьей любви. Таково одно из размышлений Папы Франциска на утренней Мессе 15 октября в часовне Дома Святой Марфы на тему заповеди любви и соблазна контролировать других.

«Для всех христиан одной из самых трудных вещей для понимания является безвозмездность спасения в Иисусе Христе». Святейший Отец развил свою проповедь, подчеркивая, что уже апостолу Павлу было трудно убедить своих современников в подлинности учения о «бескорыстном спасении». «Мы привыкли слышать, — заметил Папа, — что Иисус есть Сын Божий, Который из любви пришёл спасти нас и отдал за это Свою жизнь. Мы слышали об этом так часто, что уже привыкли». Когда мы входим в тайны безграничной Божьей любви, то «поражаемся» и, возможно, «предпочитаем не понимать».

Жить по заповедям Иисуса — это благое и необходимое дело, но «мой ответ на спасение» должен быть чистосердечными и «исходить от Божьей любви, полученной даром». Иисус, отметил Папа, «был сурово настроен против этих книжников; Он говорил с ними очень жёстко и строго: ‘Вы отобрали ключ к знаниям, не вошли сами и воспрепятствовали тем, кто хотел войти, потому что вы унесли этот ключ’ — ключ бескорыстности спасения, знания об этом».

Учёные в священном Законе, продолжил , «полагали, что спастись можно только при соблюдении всех заповедей, а тот, кто не совершал этого, уже был осуждён». Таким образом «они сужали горизонты Бога и уменьшали Божью любовь» в соответствии с человеческими мерками. Такую «борьбу Христос и Павел вели, защищая доктрину».

Разумеется, отметил Папа, заповеди существуют, но синтезом всего является «любовь к Богу и ближнему». «Действуя с такой любовью, мы находимся на уровне безвозмездности спасения, потому что любовь не требует платы». «Если человек признаётся в любви и при этом скрыто ищет выгоды, то это не любовь, это — расчёт»:

«Поэтому Иисус говорит: ‘Самая великая любовь такова: возлюбить Господа Бога твоего всей жизнью, и всем сердцем, и всею крепостью, а ближнего своего, как самого себя’. Это — единственная заповедь, достигающая высот бескорыстности Божьего спасения. Затем Иисус добавляет: ‘В этой заповеди заключены все остальные, потому что она привлекает к себе все остальные, и делает это успешно’. Её источником является любовь; её горизонт — это любовь. Но если ты закрыл дверь и унёс ключ любви, ты не окажешься на высоте подаренного спасения. Борьба за контроль спасения — мол, спасутся лишь те, кто поступают по написанному, — не ограничивается временами Иисуса и Павла».

В этом году, отметил Папа Франциск, отмечается 500-летие со дня рождения святой Терезы из Авилы. Эта женщина, мистик, которой «Господь даровал благодать понимания горизонтов любви», «была осуждена книжниками своего времени». «Многих святых, — подчеркнул Папа, — преследовали за их защиту любви и бескорыстности спасения, за их защиту учения: вспомним хотя бы Жанну д’Арк».

Эта борьба, отметил Святейший Отец, «не прекращается; эту борьбу мы также ведём в наших сердцах. Сегодня нам будет полезно задаться вопросом: верю ли я, что Господь спас меня, не требуя ничего взамен? И ещё: верю ли я, что не заслуживаю спасения? А если чего-то и заслуживаю, то лишь благодаря Иисусу Христу и тому, что Он сделал для меня?»

«Спросим об этом самих себя. Только так мы будем верны этой многомилостивой любви; любви отцовской и материнской, потому что Господь также говорит, что Он относится к нам подобно матери. Только так мы будем верны любви и великим, ничем не ограниченным, бескрайним горизонтам. Не позволим ввести себя в заблуждение книжникам, которые ограничивают эту любовь».

 
Источник: Радио Ватикана

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна