Папа: когда труд организован только согласно логике прибыли, общество работает против самого себя

Папа: когда труд организован только согласно логике прибыли, общество работает против самого себя

«Работа священна», потому что она наделяет достоинством людей и семьи и позволяет земле развиваться согласно творческому замыслу Бога: об этом Папа Франциск говорил сегодня на общей аудиенции, которая состоялась в ватиканском Зале Павла VI. Святейший Отец снова вернулся к теме христианского понимания человеческого труда, подчеркнув, что не должен держать семьи в «заложниках», основываясь лишь на экономической выгоде.

«Разумный дом», монумент производительности, где много работают и труд находится в руках у сильных и способных создавать доход, Папа противопоставил «общему дому», пространству, где тоже работают, но труд не является врагом семьи, где пожилые люди не стоят в графе «Убытки», а дети не остаются фактически сиротами при живых родителях, застрявших в машине производительности. Первый дом – «разумный» — привлекает своей организованностью, а второй «полон трещин», заметил Папа. В каком же из них обитает надежда на мир, сделанный по мерке человека?

Основной темой катехизической беседы Папы стало соотношение между семьей и работой. Для христианина, сказал Св. Отец, любая работа, «начиная с домашнего хозяйства», — это сотрудничество с творческим деянием Бога, а значит, священное дело:

«Работа священна. Поэтому управление занятостью – это колоссальная человеческая и социальная ответственность, и она не может быть оставлена в руках у немногих или переложена на некий обожествленный рынок. Способствовать потере рабочих мест означает провоцировать серьезный социальный урон».

Выражая солидарность с жертвами безработицы, Папа добавил:

«Как печально видеть людей без работы, которые не могут устроиться и не облечены в достоинство человека, приносящего домой хлеб. И как отрадно видеть усилия правительств по созданию рабочих мест и их стремление ко всеобщей занятости. Работа священна, труд наделяет достоинством семью. Мы должны молиться о том, чтобы семьи не оставались без работы».

Затем Папа говорил о труде, которым мы улучшаем окружающий мир. Папа напомнил об образе земли из Книги Бытия: когда она была создана, на ней не было ни травы, ни деревьев, потом что никто ее не возделывал:

«Это не романтика, — это откровение Бога. На нас лежит ответственность понять его и усвоить до конца. Энциклика «Laudato si’» о целостной экологии содержит и такое послание: красота земли и достоинство труда должны идти бок о бок. Они должны быть рядом: земля становится красивой, когда она обработана человеком».

Когда же труд «отрывается от завета, заключенного Богом с человеком, и попадает в плен логики прибыли, презирая человеческие чувства», то «душа унижается» и заражает все вокруг: гражданская жизнь разрушается, разрушается и окружающая среда. И больше всего от этого страдают, как правило, самые бедные.

«?Разумный? город, несомненно, богат услугами и организован; но он часто враждебен для пожилых и для детей. Иногда авторы проектов  управляют индивидуальной рабочей силой, согласовывая ее, используя ее или отметая согласно экономической выгоде. Семья превращается в ?испытательный стенд?. Когда организация труда держит ее в заложниках или даже препятствует ее пути, то можно не сомневаться: человеческое общество работает против самого себя!»

Раскритиковав «фальшивый спиритуализм» тех, кто считает, будто вера и труд находятся в противоречии друг с другом, Папа Франциск завершил свое обращение призывом «с верой и дальновидностью» воспользоваться моментом, чтобы защитить труд, несмотря на то, что, подобно Давиду, мы вынуждены сражаться против Голиафа. «Но мы-то с вами знаем, — заметил Папа с иронией, — чем закончилась эта битва!»

 
Источник: Радио Ватикана

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна