Ослик в толпе

Ослик в толпе

О необычных библейских персонажах, сопровождающих каждое празднование Рождества Христова размышляет Анна Гольдина на портале Gaudete.ru.

***

– это удивительное время, когда заглядывают в наш дом. Спрятанные на целый год ясли распаковываются и водружаются на видное место. Пройдет всего несколько дней и фигурка Младенца займет в них свое почетное центральное место. Мы вспомним, как звери согревали едва родившегося Малыша своим дыханием. Представим себе их умные добрые морды. А ведь в Евангелии нигде не указано, что это были за животные. Практически всегда мы представляем среди них глуповатую физиономию осла. Куда же без него на Востоке?

oslik_01

Надо сказать, что ослик  — довольно популярный персонаж в Библии. Мы привыкли, что ослы глупы и упрямы. Такое отношение к ушастым созданиям сложилось еще во времена Античности, когда осел символизировал необузданность и похотливость. Интересно, что этот образ переняли в последствии многие европейские народы. Глупость, невоздержанность, бахвальство – все это осел.

же предлагает нам совсем другой взгляд на серого труженика. Порой ослы оказываются умнее людей. Стоит вспомнить Валаамову ослицу, которая увидела ангела Господня раньше, чем ехавший на ней жрец. Валаам ехал проклинать войско Израильтян, но, встретив Божьего посланника, изменил своим планам и, наоборот, благословил евреев.

oslik_02

Библия нередко противопоставляет ослика его ближайшему родственнику —  коню. Ослик – смиренное животное, главное призвание которого – труд повседневности. Он помогает в поле, возит из города в город тележки и всадников. Можно сказать, что осел – это символ простого труженика, живущего плодами рук своих. А лошадь – это воин. Она возвышает человека над другими и везет его на битву. У пророка Захарии находим такие слова: «се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной. Тогда истреблю колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме и сокрушен будет бранный лук» (Зах 9,9-10).

Но конь – это еще и символ свободы, в то время как ослик – символ порабощенности, рабства. Для иудейского сознания свобода, вернее выход на свободу – это очень важное, можно сказать, основополагающее понятие в духовной жизни. «Переход от рабства к свободе», т.е. пасха, это – то, что мы называем обращением и множество мест библейского текста напоминает нам об этом, как об основе отношений с Богом.

oslik_03-e1449604827555

Вот Авраам идет приносить в жертву своего сына Исаака. Он оседлал осла, положил ему на спину дрова для всесожжения… Еврейские мудрецы говорят о том, что здесь ослик символизирует  не только рабское состояние, но и материальность мира, то, что отделяет человека от мира духовного, мира целиком подчиненного Богу и пронизанного Его светом. «На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека. И сказал Авраам отрокам своим: «останьтесь вы здесь с ослом» (Быт 22, 4-5). В этом месте, по мнению иудейских мудрецов, происходит отделение свободных людей от рабов, от тех, кто лишен истории, более того, лишен самого права на историю. Восходя на гору, отец и сын переживают страшный момент верности Богу и полного доверия Ему. А ослик вместе с рабами останется у подножия горы. Он – существо униженное и неропчущее.

Именно поэтому с древних времен считалось, что Мессия должен въехать в Иерусалим на осле. Серый труженик появляется в размышлениях израильских мудрецов не только из-за пророчества Захарии, но и потому, что нет его смиреннее. Он не над кем не превозносится и служит всем. Мало того, Господь въезжает в Иерусалим на ослице. Как все восточные женщины того времени, она сильно ущемлена в гражданских правах. Ей еще тяжелее, чем простому мужчине, зарабатывающему свой хлеб в поте лица своего. Этим еще раз подчеркивается, что Иисус пришел к самым униженным, к самым кротким и смиренным, к тем, кто совсем опустился на дно жизни. «Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию», — говорит Он (Мф 9,13).

oslik_04

Художники нередко изображали осликов на своих картинах, но, пожалуй, самый яркий портрет осла получился у Василия Дмитриевича Поленова. Созданный им серый ушастик смиренно везет своего хозяина мимо храма, у подножия ступеней которого сидит Спаситель. К Нему привели женщину, взятую в прелюбодеянии. В этот момент она – те самые униженные и всеми покинутые, к которым и пришел Господь. Мы знаем, каким будет исход этого диалога Иисуса с толпой: Бог, как это обычно и бывает, обратится к сердцу каждого из пришедших людей.

Ослик Поленова, кажется, выходит из толпы и выносит из нее своего хозяина. Сколько внимания уделил художник каждому созданному им образу. В этой толпе столько неповторимых индивидуальностей! Но все они сливаются в одну злую массу, пришедшую к Господу. А рядом с Ним ученики… Они скорее с любопытством взирают на все происходящее. Они уверены, что Учитель «выкрутится» и ответит на трудный вопрос. В этом смысле они – тоже толпа, только толпа индифферентная к происходящему. Только Бог не разговаривает с толпой. Он обращается к сердцу каждого и это делает толпу народом. В ситуации же с женщиной, взятой в прелюбодеянии, толпа разрушается, потому что от одной фразы «Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень» (Ин 8,7) начинается путь личного покаяния, обращения, путь к свободе для каждого из находящихся вокруг Иисуса. И только ослик, изображенный Поленовым, идет мимо, как будто бы знает ответы на все вопросы. Может быть, это тот ослик, о котором говорит старинное еврейское предание? Он нес дрова для жертвоприношения Авраама, потом вез жену Моисея, когда они направлялись в Египет, а в скором времени ему предстоит ввести Мессию в Иерусалим?

oslik_05

И так ослик, оказавшийся в пещере Рождества, чтобы согреть своим дыханием Новорожденного, приобретает новые черты. Он призван напомнить нам не только о том, что стоит бороться со своими греховными наклонностями, держать в строгости своего  «брата осла», но и о том, что мы, приходящие поклониться Младенцу, не должны быть толпой, но народом.

Вспомним Моисея, выведшего евреев из египетского рабства. Он никогда не был частью толпы. Он даже свой шатер поставил вне стана И «говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исх 33,11). Обращаясь к нему Всевышний говорит «я твой Бог». Моисей воспринимает эти слова не только как обращенные лично к нему, но и как слова, обращенные ко всему народу. Представая перед Богом, Моисей ищет не только услады для себя, но и слов жизни для своего народа, который сначала больше всего похож на толпу. Моисей стремится разделить с евреями свою веру, свои особые отношения с Богом и этим он строит новый народ. Народ, принадлежащий Богу. В центре этих отношения – любовь, которая не бывает вообще ко всем. Любовь в Библии всегда очень конкретна и деятельна. И этому учит евреев Моисей.

oslik_06

И этому учит образ смиренного ослика, согревающего маленького Иисуса. дарит нам любовь, обращенную к каждому из нас. Любовь смиренную и доверчивую, как первая улыбка младенца.

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна