Обзор основных идей энциклики «Lumen fidei»

Lumen fidei («Свет веры») – первая энциклика, подписанная Папой Франциском. Включающее четыре главы, введение и заключение, это послание стоит в одном ряду с энцикликами Бенедикта XVI о любви и надежде. В основу о вере положен труд Папы на покое Бенедикта XVI. В этот первоначальный проект свой вклад внес , и он же придал ему окончательную форму. По выражению главы пресс-службы Ватикана о. Федерико Ломбарди, «в энциклике кое-что принадлежит Папе Бенедикту и всё – Папе Франциску».

Введение (п. 1-7) иллюстрирует мотивации, положенные в основу документа: прежде всего, восстановить свойственный вере характер светильника, способного осветить всю человеческую жизнь, помочь человеку различать добро и зло, особенно в такую эпоху как наша, когда вера противопоставляется поиску и воспринимается как иллюзия, как прыжок в пустоту, как препятствие человеческой свободе. Кроме того, в Год Веры, в 50-годовщину II Ватиканского Собора, «Собора о вере», этот документ стремится вдохнуть новую жизнь в восприятие широты горизонтов, которые открывает вера, побудить исповедовать ее в единстве и целостности. Вера, по сути, не является чем-то само собой разумеющимся, – это дар Божий, который следует питать и укреплять. «Кто верит – видит», — пишет Папа, потому что свет веры исходит от Бога и способен осветить всё существование человека: он исходит из прошлого, из памяти о жизни Иисуса, но и приходит из будущего, потому что открывает широкие горизонты.

Первая глава (п. 8-22): «Мы уверовали в любовь» (1 Ин 4, 16). Ссылаясь на библейскую фигуру Авраама, вера в этой главе интерпретируется как слушание Слова Божия, как призыв, выйти из собственного «я», чтобы открыться новой жизни, и как обетование будущего, которое дает возможность нашему пути во времени быть непрерывным, тесно связывая его с надеждой.

Вера также включает аспект «отцовства», потому что Бог, Который призывает нас, не чужой нам. Он – Бог Отец, источник добра, которое лежит в основе всего и поддерживает всё. В истории Израиля противоположностью вере является идолопоклонство, которое дезинтегрирует личность человека в многообразии его желаний и «делит его на тысячи мгновений его истории», отказывая ему в ожидании времени обетования. Вера же, напротив, – это вверение себя милосердной любви Бога, Который всегда принимает и прощает, Который выпрямляет «искажения нашей истории»; это готовность отдавать, снова и снова преобразовывать себя по призыву Бога, «это бескорыстный дар Бога, требующий смирения и мужества доверять и полагаться на Него, чтобы обнаружить светлый путь встречи между Богом и людьми, историю спасения» (п. 14). И в этом заключается парадокс веры: постоянное обращение к Господу делает человека крепким в вере, отдаляя его от идолов.

Затем энциклика Lumen fidei останавливается на фигуре Иисуса, Посредника, открывающего нас истине, которая больше, чем мы сами. В ней проявляется та любовь к Богу, которая является основой веры: «в созерцании смерти Иисуса вера укрепляется», потому что Он являет в ней Свою непоколебимую любовь к человеку. Кроме того, как воскресший, Христос является достоверным свидетелем, достойным веры, через Которого Бог действует в истории и определяет ее окончательную судьбу. Но в вере в Иисуса существует «решающий аспект: участие в Его способе видеть». Ведь, в сущности, верить – это не только смотреть на Иисуса, но и смотреть с точки зрения Иисуса, Его глазами.
Используя аналогию, Папа объясняет, что, подобно тому, как в повседневной жизни мы полагаемся на людей, которые знают свое дело лучше нас, – архитектор, фармацевт, адвокат, – так и в вере нам нужен кто-то, кто является надежным и опытным в делах Божьих. Иисус же есть «Тот, Кто объясняет нам Бога». Поэтому мы верим в Иисуса, когда принимаем Его Слово, и верим в Иисуса, когда принимаем Его в нашу жизнь, и вверяем себя Ему.

Благодаря факту Его воплощения, вера не отдаляет нас от реальности, но помогает нам понять ее глубочайший смысл. Через веру человек спасается, потому что он открывается Любви, которая предшествует ему и преобразует его изнутри. И это действие Святого Духа, благодаря которому «христианин может иметь глаза Иисуса, Его чувства, его сыновнюю преданность, потому что он становится причастником Его любви, которая есть Дух» (п. 21). Вне присутствия Духа невозможно исповедовать Господа. Таким образом, существование верующего становится церковным существованием, потому что веру исповедуют в теле Церкви, как конкретной общности верующих. Христиане составляют одно целое, не теряя при этом своей индивидуальности. Таким образом, вера не является личным делом, некой индивидуалистической концепцией, субъективным мнением, но рождается из слушания, ее следует озвучивать, она должна стать вестью.

Вторая глава (п. 23-36): «Если не уверуете, не поймете» (Ис 7,9). В ней Папа показывает тесную связь, существующую между верой и истиной: достоверной истиной Бога, Его верным присутствием в истории. «Вера без истины не спасает, — пишет Папа, — оставаясь в этом случае красивой сказкой, проекцией наших желаний счастья». И сегодня, учитывая кризис истины, который мы переживаем, более чем когда-либо необходимо напоминать об этой связи, потому что современная культура склонна принимать только истину технологий, то, что человек может построить и измерить с помощью науки и то, что является истинным, потому что функционирует, либо истины индивидуума, которые служат только ему, а не общему благу. Сегодня мы смотрим с подозрением на великую истину, которая объясняет целостность личной и общественной жизни, потому что ее ошибочно ассоциируют с так называемыми «истинами» тоталитарных режимов ХХ века. Это, однако, свидетельствует о «великом забвении современного мира», который, высказываясь в пользу релятивизма и опасаясь фанатизма, замалчивает вопрос об истине, о происхождении всего, вопрос о Боге.

Далее в энциклике подчеркивается связь между верой и любовью, понимаемой не как «чувство, которое приходит и уходит», а в качестве великой любви к Богу, которая преобразует нас изнутри и позволяет нам по-новому видеть реальность. Итак, если вера связана с истиной и любовью, то любовь и истину нельзя разделять, потому что только настоящая любовь выдерживает испытание временем и становится источником знаний. И так как знание веры рождается из верной любви к Богу, истина и верность шагают вместе. Истина, открывающая нам веру, есть истина, сосредоточенная на встрече с воплощенным Христом, Который, придя к нам, коснулся нас и даровал нам Свою благодать, преобразуя наше сердце.

Затем Папа пространно размышляет о диалоге между верой и разумом, об истине в современном мире, где она зачастую сводится к «субъективной аутентичности», поскольку объективная истина внушает страх, отождествляется с безжалостным навязыванием тоталитаризма. В отличие от этого истина Божьей любви не навязывается путем насилия, не подавляет человека.
Поэтому вера не является непримиримой, а верующие – высокомерными. Напротив, истина смиряет и приводит к мирному сосуществованию с другими людьми и уважению к ним. Отсюда следует, что вера способствует диалогу во всех областях: в области науки, потому что пробуждает критическое чувство и расширяет горизонты разума, призывая нас взирать с изумлением на Творение; в межрелигиозном общении, в которое вносит свой вклад христианство; в диалоге с неверующими, которые не перестают искать, которые «стараются поступать, как если бы Бог существовал», потому что «Бог есть свет, и Его могут найти те, кто ищут Его с искренним сердцем». «Кто творит добро, — подчеркивает Папа, — уже приближается к Богу».

Наконец, в энциклике приводятся рассуждения о богословии и отстаивается утверждение, что оно невозможно без веры, поскольку Бог не просто объект, но Субъект, Который разрешает Себя познавать. Богословие – это участие в знании, которое Бог имеет о Самом Себе; из этого следует, что оно должно быть в услужении веры народа Божия, и, значит, Учительство Церкви является не ограничителем богословской свободы, а ее составным элементом, ибо именно оно обеспечивает контакт с изначальным источником, со Словом Христа.

Глава третья (п. 37-49): «Я преподал вам то, что и сам принял» (1 Кор 15,3). Вся глава посвящена важности евангелизации: кто открыт Божьей любви, тот не может удерживать этот дар только для себя, — пишет Папа. Свет Иисуса сияет на лицах христиан и так распространяется, передается в форме контакта, как пламя, которое возгорается от другого пламени, и переходит из поколения в поколение, через непрерывную цепь свидетелей веры. Это обстоятельство подразумевает связь между верой и памятью, ибо любовь Божия сводит воедино все времена и делает нас современниками Иисуса. Более того, становится невозможным делом веровать в одиночку, поскольку вера не является «индивидуальной опцией», но открывает «я» каждого из нас общему «мы» и постоянно проявляет себя в общении Церкви. Поэтому, как и в Троице, тот, кто верует, никогда не одинок: ведь он обнаруживает, что пространства его «я» расширяются и вступают в новые отношения, которые обогащают жизнь.

Тем не менее, есть «специальное средство», с помощью которого может передаваться вера: это Таинства, посредством которых передается «воплощенная память». Это, прежде всего, Крещение, – как детей, так и взрослых, после катехумената, – которое напоминает нам, что вера не является делом отдельного индивидуума, актом, который можно совершить в одиночку: она должна быть получена в церковном общении. «Никто не крестит себя сам», — поясняется в энциклике. Кроме того, тем обстоятельством, что ребенок при Крещении не может сам исповедовать веру и должен быть поддержан родителями и крестными, иллюстрируется важность взаимодействия между Церковью и семьей в передаче веры.
Кроме того, это Евхаристия, «драгоценная пища веры», «акт памяти, актуализация тайны», которая возводит от видимого мира к невидимому, учит нас постигать глубину реальности. Это также Символ веры, в котором верные не только исповедуют свою веру, но и оказываются вовлеченным в истину, которую они исповедует. Это также молитва Отче наш, в которой христианин учится смотреть глазами Христа. Это Декалог, понимаемый не как «набор запретительных заповедей», а как «свод конкретных указаний» для того, чтобы вступить в диалог с Богом, «позволяя себе быть охваченным Его милостью», вступить на путь благодарения и полноты общения с Богом.

Наконец, Папа подчеркивает единство веры, поскольку един ею познаваемый и исповедуемый Бог, потому что она обращена к единому Господу, дарит нам «единство видения» и разделяется всей Церковью, которая есть единое тело и един Дух. Учитывая, поэтому, что вера едина, она должна исповедоваться во всей ее чистоте и целостности: единство веры является единством Церкви; отнять что-то от веры – значит отнять что-то от истины общения. Кроме того, поскольку единство веры является единством живого организма, оно может ассимилировать в себе всё, что на поверку оказывается универсальным, вселенским, способным просвещать и вести к их вершинам весь космос и всю историю. Это единство гарантируется апостольским преемством.

Глава четвертая (п. 50-60): «Бог приготовил им город» (Евр 11,16). В этой главе анализируется связь между верой и общим благом, благодаря которому формируется пространство общего существования. Вера, которая рождается из любви к Богу, укрепляет связи между людьми и служит делу справедливости, правосудия и мира. Вот почему она не отдаляет нас от мира и не является чуждым телом в конкретной деятельности современного человека. Более того, без любви к Богу, сотрудничество людей между собой было бы обусловлено только соображениями корысти, интереса или страха. Вера же является наилучшей основой человеческих отношений, их конечной укорененности в Боге, и ставит их на служение общему благу.

Далее в энциклике перечислены сферы, просвещаемые верой: это, прежде всего, семья, основанная на браке, понимаемом как нерушимый союз мужчины и женщины. Она рождается из признания и принятия благотворности различия полов, и, будучи основана на любви во Христе, способна обещать «любовь навсегда», а также признаёт плодную любовь, ведущую к рождению детей.
Другая сфера – молодежь. В этой связи Папа упоминает Всемирные Дни Молодежи, в рамках которых молодые люди демонстрируют «радость веры», стремление жить ею всерьез и щедро делиться. «Молодые люди желают жить великой жизнью, — пишет Папа. — Встреча с Христом дает нам твердую надежду, которая не постыжает. Вера – не прибежище для людей лишенных мужества, а расширение жизни». То же касается социальной жизни вообще: делая нас чадами Божьими, вера придает новое измерение всеобщему братству между людьми, которое является не просто равенством, но опытом отцовства Божия, признанием уникального достоинства каждого человека.
Еще одной сферой является природа: вера помогает нам бережно относиться к ней, «найти модели развития, которые не основаны только на полезности или прибыли, но рассматривают творение как дар». Вера учит нас находить правильные формы управления, в которой власть исходит от Бога и служит общему благу; она дает нам силы прощать, что ведет к преодолению конфликтов. «Когда утрачивается вера, существует риск того, что и самые основы жизни будут утрачены», — пишет Папа, и если лишить наши города веры в Бога, мы потеряем доверие друг к другу, и нас будет объединять только страх. Поэтому мы не должны стыдиться исповедовать публично Бога, поскольку вера освящает социальную жизнь.
И, наконец, важнейшей сферой, которую просвещает вера, является сфера страдания и смерти: христианин знает, что нельзя избежать страданий, но они могут стать поводом вверить себя в руки Бога, Который никогда не оставляет нас. Тем самым, страдания становятся «этапом возрастания в вере». Страждущему человеку Бог не объясняет всего, но предлагает Свое присутствие, сопровождая его и указывая ему путь к свету, брезжащему во мраке. В этом смысле вера соединена с надеждой. Святой Отец завершает это рассуждение призывом: «Не дадим украсть у нас надежду, не позволим, чтобы она стала тщетной из-за скороспелых решений и предложений, которые останавливают нас на пути, размывают время, превращая его в пространство. Время всегда превышает пространство. В пространстве кристаллизируются проекты, время же всегда направлено в будущее и мобилизует, чтобы идти с надеждой»

Заключение (п. 58-60): «Блаженна Уверовавшая» (Лк 1,45). В заключении энциклики Lumen fidei понтифик призывает нас созерцать Марию, «совершенный образ» веры, поскольку, в качестве Матери Иисуса, Она зачала «веру и радость». К Ней возносится молитва с просьбой укрепить нас в вере, напомнить о том, что верующий никогда не одинок, и научить нас видеть мир глазами Иисуса.

Источник: Папа Римский Франциск. Русскоязычная информационная служба

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна