Нужен Бог

Оскверняющее

Трудно вообразить себе серьезную конференцию, посвященную вопросу важности Божественного присутствия в мире, и притом проходящую в одной из Европейских столиц. Если бы таковая и имела место, то была бы преподнесена публике в кривом зеркале телевидения и стала бы лишь очередным поводом для нападок на Церковь.

И все же такая конференция прошла – в Риме на прошлой неделе. Ее тема звучала так: «Бог сегодня: с Ним или без Него, Преображающего всё». Ведущие теологи, философы, художники, политические и церковные деятели конструктивно сотрудничали, обсуждая в спокойном и рациональном ключе важность и уместность Бога для повседневной человеческой жизни. Около 2 500 человек заполнили зал вблизи от Ватикана, хотя иные атеисты предсказывали конференции провал.

Папа Бенедикт XVI прислал приветствие участникам этой конференции. Идея ее проведения принадлежала кардиналу Камилло Руини, а проходила она под патронатом Итальянской конференции епископов. «Проблема Бога, — писал Папа, — является центральной для нашего времени, которому присуща тенденция редуцировать человека до одного только “горизонтального” измерения в убеждении, что открытость Трансцендентному является чем-то несвойственным его жизни». Отношения человека с Богом, — подчеркнул понтифик, — «являются весьма существенными для странствия рода человеческого», а Церковь и все христиане призваны сделать Божие присутствие в мире реально ощутимым.

Затем Папа обозначил момент, который должен был отличать данную конференцию от обычных скептических дебатов о роли религии. Отправной точкой его рассуждений стал тот факт, что к познанию бытия Бога, полностью открывшегося в лице Иисуса Христа, можно прийти различными путями. Он прояснил то существенное значение, какое Бог имеет для всего человечества, каждого конкретного человека и его спасения. «В культурной и духовной ситуации современности, имеющей тенденцию низвести Бога исключительно в приватную сферу, видеть в Нем что-то необязательное и лишнее или даже вовсе отрицать Его, я питаю сердечную надежду, что данная встреча сумеет, по меньшей мере, устранить ту тень, которая вынуждает человека сомневаться в необходимости открыться Богу, опасаться этой открытости», — писал Римский понтифик.

Большое впечатление произвело краткое, но весьма прочувствованное вступительное слово мэра Рима Джанни Алеманно. «Эта конференция – вызов идеологическому атеизму, который стремится исключить любые дебаты на тему Бога, — сказал он. – Но это также и вызов тому “тихому атеизму”, которым наполнена вся наша жизнь и который стремится отодвинуть Бога, как и рефлексию о смысле жизни и смерти, как можно дальше от повседневной реальности». «Там, где не находится места Богу и религии, — продолжил он, — нас тревожат глубинные проблемы. Жизнь становится труднее от того, что мы лишены фактора, способного возвысить нас над повседневностью». Именно в общении с Богом становится возможным «новый гуманизм», в котором «всё приобретает истинные масштабы и подлинная значимость человека оценивается по достоинству».

Это краткое выступление было встречено бурными аплодисментами.

Одним из докладчиков на конференции стал англо-американский философ, писатель и композитор Роджер Скратон. После его выступления я побеседовал с ним как об основных положениях его доклада, так и о религиозной ситуации в Великобритании. Скратон рассуждал о том, что если еще недавно в создании художественных шедевров видели прославление Бога-Творца, то ныне искусство намеренно оскверняет человеческие представления о прекрасном. Философ пытался разобраться в причинах этого явления.

«Художники в разгар эпохи Просвещения настойчиво держались за идею красоты, усматривая в ней компенсацию за утрату веры», — пояснил он. Композиторы, как Вагнер, видели в прекрасном «последний отблеск Божественного в нашем мире», программой модернизма было возвращение Божественного посредством художественных шедевров писателей и музыкантов.

«И совершенно нежданно в нашу эпоху, начиная с 60-х годов прошлого века, явилось новое искусство, упраздняющее красоту и делающее своим предметом уродство. Я бы назвал это искусство “оскверняющим”. Его цель – не столько в том, чтобы осквернить красоту, сколько в том, чтобы поставить под сомнение человеческую сущность», — сказал Скратон. Именно таково творчество модных сегодня британских художников-концептуалистов.

«И тогда я спросил себя, — продолжил он: в чем дело? Почему люди так стремятся осквернить человеческую сущность и общепринятые идеалы, на которых зиждется человеческая жизнь? И я пришел к выводу, что оскверняется это как раз потому, что является священным. Ведь только священное может быть осквернено. Мы имеем в творчестве “новых художников” крик сердца, взыскующий религиозного понимания вещей. Можно говорить о скрытой тоске по Богу и по смыслу, поскольку вещи не имеют смысла, если нет Бога». В настоящее время «мы уже разуверились в идее, будто красота – это то, что можем создать мы сами, что мы сами можем украшать этот мир», — добавил он.

В прошлом не очень-то принималось в расчет доказательство бытия Божия «из истинности религиозных чувств». А каким образом христиане могут защищать истину своей веры перед лицом мира сегодня?

«Интеллектуалы без особых проблем соглашаются с тем, что могут быть истины, которые ускользают от научных доказательств, что могут быть истины, которые, хотя и не могут быть доказаны, но могут быть продемонстрированы образом жизни. Задача философии и богословия как раз и заключается в том, чтобы показать необходимость таких истин. Но простые люди не воспринимают абстрактных рассуждений. Для них религия зиждется на очевидных достоверностях. И эти достоверности очень трудно вернуть, коль скоро однажды они были утрачены», — отметил далее Скратон.

Я задаю себе вопрос, — продолжил он, — каким образом вера может вернуться в Великобританию, которая отчаянно нуждается в возвращении к религиозным корням? Совсем недавний опрос показал, что только половина англичан ныне считает себя христианами. Таковы результаты острого кризиса веры в последней четверти прошлого столетия. Для того, чтобы вернуть Британию к вере, необходимо заново проповедовать Евангелие, нужен «новый апостол», подобный св. Августину Кентерберийскому. Если же христианская вера совершенно исчезнет в Великобритании, — предупредил собеседник, — образуется вакуум, который неизбежно заполнит иная вера.

Конечно, проповедь христианства тоже может заполнять этот вакуум, — продолжил свою мысль Скратон, — однако в этом случае положение христианства будет ничуть не лучше, чем положение иных религиозных движений, экспортируемых в британское общество: Нью Эйдж, индуизма, буддизма… В конечном итоге, мы можем прийти к полнейшей религиозной фрагментации, как это имело место в Римской империи в канун торжества христианства: тогда существовали тысячи малых религиозных культов. В результате громадный шанс появится у ислама: только эта религия сможет гарантировать единство.

Я спросил у собеседника, не считает ли он, что планируемый на будущий год визит Папы Бенедикта XVI в Англию, причисление к лику блаженных кардинала Джона Генри Ньюмана и создание персональных ординатур для англикан, разочарованных в своей конфессии, могут помочь новой евангелизации страны. «Я не исключаю такую возможность», — ответил он, добавив, что на 2010 год приходятся еще и всеобщие выборы. «Кто знает, может быть мы станем свидетелями массового изменения в отношении англичан к вере».

Затем мы обменялись мнениями относительно видных атеистов нашей эпохи. «Вам следует иметь достойных оппонентов, — сказал он. – Вы нуждаетесь в людях более сильных интеллектуально, более находчивых в том, что касается аргументов. Вам также нужно правильно выстраивать работу с аудиторией».

Скратон отметил, что сам он не боится иметь дело с видными художниками-атеистами Британии. «Всё дело в том, что то, что я говорю, непосредственно не противостоит тому, что они говорят, — констатировал он. – С тем, что они говорят, я не могу не согласиться, но они берут в расчет только одну сторону реальности. Они совершенно разумно объясняют происходящее в человеческой жизни, но ничего не знают о ее значении».

Сам философ – англиканин, но он сочувствует Папе Бенедикту XVI и резко отвергает то, что сам называет вандализмом в отношении литургической и музыкальной традиции Церкви. «Это шокирует меня», — признается он. «Я думаю, в этом вопросе была сделана ненужная уступка изменчивой моде, которая уже прошла. А Церкви теперь необходимо много потрудиться, чтобы вернуть себе то, что она когда-то получила даром».

Перевод: Сибирская католическая газета

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна