Новый глава Папского Совета по содействию христианскому единству размышляет о своем назначении

Швейцарский архиепископ Курт Кох, назначенный 1 июля главой Папского Совета по содействию христианскому единству и главой Комиссии по религиозным связям с иудаизмом, до этого в течение 15 лет возглавлял католическую епархию в Базеле. По его же собственному мнению, его богатый опыт общения и сотрудничества с верующими Реформатской Церкви стал одной из причин, по которой Святой Отец поручил ему возглавить экуменическую работу в Церкви Римско-Католической. В своем интервью агентству Zenit 60-летний иерарх размышляет о своем новом назначении и о перспективах экуменического и межрелигиозного диалога при Папе Бенедикте XVI. С архиепископом Кохом беседовала Елена Кармен Вилья.

Как Вы относитесь к своему назначению председателем Папского Совета по содействию христианскому единству?
Для меня это большая честь. Святой Отец еще в феврале, на личной аудиенции, выразил желание видеть меня во главе этой структуры. Я был рад, поскольку занимает очень важное место в моем сердце. В моей стране, в Швейцарии, мы живем бок о бок с протестантами, и у меня всегда был особый интерес к Православию.

И каковы же, по Вашему мнению, главные проблемы этой дикастерии?
Я пока еще только приступаю к работе, мне еще только предстоит увидеть всю картину. С другой стороны, я участвовал в деятельности Совета с 2002 г., участвовал также в диалоге с православными. Ныне я хочу, прежде всего, переговорить со всеми сотрудниками, а в ноябре мы проведем наше первое пленарное заседание. Проблема заключается в том, чтобы подготовить эту встречу самым лучшим образом, попытаться выработать на ней цельное видение экуменизма, рассмотреть, какие шаги могут быть сделаны.

Что в Вашем опыте служения Базельского епископа может быть особенно полезным для дела экуменизма?
Церкви и церковные сообщества, возникшие в Швейцарии в ходе Реформации, – это частный случай Протестантских Церквей. С Православной Церковью у нас имеется общий базис веры, но наша культура весьма различна. И наоборот, наш общий базис веры с Протестантскими Церквами – гораздо уже, но у нас есть общая культура. Поэтому экуменический диалог с Протестантизмом имеет иной характер, чем диалог с Православием. Этот диалог далеко не всегда легок.

А что Вы скажете относительно Вашего опыта на посту председателя Конференции епископов Швейцарии?
Я был вице-председателем 9 лет и председателем – 3 года. Я с удовольствием вспоминаю это время. Как председатель Конференции епископата Швейцарии, я имел возможность ознакомиться с положением Католической Церкви во всей Европе. При этом я продолжал служить в собственной епархии. Следовательно, мне приходилось искать точки соприкосновения, что было не всегда легко.

А какую роль будет играть Комиссия по диалогу с евреями, которую Вы также возглавляете?
Речь идет о развитии отношений с евреями в религиозном контексте. Мой предшественник кардинал Каспер делал очень многое для того, чтобы интенсифицировать и углубить диалог с евреями. Очень важно сделать людей более осведомленными, чувствительными и побудить их осознать религиозный аспект наших отношений. Мы отдаем приоритет не политическим, а именно религиозным отношениям. В этой связи посещение Святым Отцом синагог Кельна, Нью-Йорка и Рима представляется очень значимым жестом.

Какую оценку Вы могли бы дать усилиям Папы Бенедикта XVI по налаживанию отношений с христианами других конфессий?
Святой Отец сделал в этом отношении очень много. Уже в своей первой проповеди после избрания он отметил, что экуменизм – это задача, поставленная Самим Христом, и что в настоящее время экуменический диалог имеет прочное обоснование в документах II Ватиканского Собора.
Во всех своих пастырских поездках он всегда воздавал должное экуменизму. Возьмем, например, его визит в Англию, предстоящий в сентябре этого года. Это будет нелегкий визит, поскольку очень нелегка ситуация самой Англиканской Церкви. Прямо было сказано, что Бенедикт XVI в первую очередь хочет способствовать развитию диалога с Православием. Для меня это звучит очень красноречиво.
Далее, когда Святой Отец попросил меня возглавить экуменическую работу, он счел нужным специально подчеркнуть, что хочет видеть на этом посту епископа, который знает Протестантизм не только по книгам, но и по личному опыту. Это показывает, что Церкви Реформации близки Святому Отцу. Он немало потрудился в этом направлении и в качестве ученого-теолога.

И какие же плоды может принести восстановление отношений между Церквами?
Не стоит сразу же говорить о материальных плодах, поскольку основа экуменизма – в духовности. Сами люди никогда не смогут обеспечить единства, оно – плод Святого Духа.
В экуменизме различают богословский диалог и диалог любви, и именно диалогу любви Святой Отец отдает приоритет во всех своих контактах. Я думаю, мы сможем увидеть обильные плоды этого диалога, царящей на нем атмосферы. Такие встречи с представителями других Церквей непременно приносят богатый плод.

А что Вы скажете относительно религиозных сект? Что делать с этим феноменом?
В первую очередь, Церкви следовало бы задаться вопросом: а почему люди присоединяются к сектам? Почему они не присоединяются к нашей Церкви? Я знаю, что Конгрегация вероучения предприняла в этой связи важные шаги, обратившись к епископам, и полагаю, что эта работа должна быть продолжена.

Перевод: Сибирская католическая газета

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна