Новосибирские ученые нашли в Афганистане древний христианский манускрипт

Новосибирские ученые нашли в Афганистане древний христианский манускрипт

Древние тексты находят исключительно редко, — особенно, если они не высечены на камне, а написаны на пергаменте. Новосибирский ученый Дмитрий Винник и журналист Эгамберды Кабулов во время поездки в обнаружили пергаменты с христианской символикой и текстом на непонятном языке, до сих пор неизвестные науке. Возможно, это настоящее открытие. Вот что рассказали Тайге.инфо путешественники.

В мае этого года мы посетили Исламскую республику Афганистан с целью осветить историю и культуру провинции Балх. В прошлом она находилась на главном маршруте Шелкового Пути и содержит множество следов древних культур. Наш интерес не был случайным. Балх и окрестные земли — это настоящий перекресток миров. И это не преувеличение, не журналистский ход. Один из нас по образованию философ, другой — историк. Поэтому мы знали, что эта местность во все века мировой истории была тем местом, где рождались и умирали великие царства, империи, религиозные учения. Здесь прошли войска Александра Македонского, Чингисхана, Дария, других великих полководцев древности и средневековья, здесь процветали науки и искусства. Древняя Бактрия, царство эфталитов, кушанов, империя Селевкидов, Омеядский халифат и место рождения Заратустры. Это все Балх.

Руководитель департамента культуры Салех Муххамад Халик рассказал нам, что в прошлом году местная полиция изъяла у контрабандистов металлический сундук с христианским манускриптом. Мы попросили показать нам находку, и чиновник любезно согласился.

Крепкого телосложения сотрудник вытащил из кладовой большой металлический ящик размерами больше, чем полметра на полметра по длине и ширине и толщиной сантиметров тридцать, и поставил на пол. Даже одного взгляда было достаточно, чтобы понять, что артефакт весьма древний: неидеальная обработка металла, грубо приваренный крышке крест. Но дальше было гораздо интересней. Во-первых, сама форма сундука напоминала огромный фолиант. То есть, это был не просто ящик или сундук, а как бы огромная книга. Во-вторых, то, что в нем содержалось, говорило о том, что сей предмет имеет историю в несколько сотен лет. Внутри лежали стопкой листы пергамента, их было примерно штук сорок-пятьдесят. Коричневая высохшая кожа, слегка звенящая при прикосновении, с непонятными письменами и рисунками, золотистые буквы на коричневой поверхности. По идее, к таким вещам надо притрагиваться в белых перчатках, как делают музейные сотрудники, и быть уверенным в том, что ты их не повредишь. Поначалу мы так и решили. Но соблазн был велик, мы все же перевернули несколько листов и сфотографировали их.

Мы обратили внимание, что площадь пергаментов использовалась весьма неэкономно,  текст был написан крупным, далеко не каллиграфическим, почти детским почерком. Картинки также были весьма примитивными. Первая версия, которая родилась в наших головах, состояла в том, что рукопись относится к первому тысячелетию и представляет собой раннехристианский текст.

Мы обратили внимание, что некоторые кресты были похожи на несторианские, что вполне правдоподобно для данного региона, поскольку несторианская ересь христианства была распространена в Средние Века в Центральной Азии вплоть до Синцзяна и Монголии. Кроме того, известно, что несторианство было распространено среди кочевников. В пользу этой версии также говорит примитивность исполнения текста. Также привлекло внимание изображение солнца, расположенное ниже горизонта. Это можно интерпретировать как образ черного солнца гностиков-манихеев, которое, согласно их верованиям, должно взойти после апокалипсиса. Впрочем, это может означать просто ночь.

Из Афганистана наш путь домой лежал через Душанбе — столицу Таджикистана. Мы не могли не воспользоваться возможностью показать наши снимки и видео таджикским ученым, специалистам по древним языкам, по истории региона из института Истории, археологии и этнографии академии наук, Института письменного наследия, Национального музея древностей. Сразу следует сказать, что все таджикские очень внимательно и серьезно отнеслись к находке.

Выслушав наш рассказ и рассмотрев фотографии, Кудратбек Эльчибеков из Института языка, литературы, востоковедения и письменного наследия АН РТ им. Рудаки сказал, что артефакт явно относится к раннехристианской эпохе или временам расцвета кушанского царства, о чем говорят изображения крестов на пергаменте и примитивные рисунки. Язык, на котором написан текст, определить ему не удалось, хотя читались отдельные слова, написанные по-арабски, соответственно, документ можно отнести и к эпохе раннего Ислама.

Другую версию озвучил Муборакшо Шамсов из Института философии, политологии и права им. А. М. Баховаддинова. Он отметил, что текст представляет собой смесь слов из трех языков. Возможно, это было сделано намеренно, чтобы его не смогли прочесть непосвященные. Возможно, что это зашифрованная рукопись магического или астрологического содержания, так как в ней довольно много чисел, включая трехзначные.

Мухаммад Салам Махшулов, заведующий центром аввиценоведения Института философии политологии и права АН РТ, разделил точку зрения Муборокшо, что это шифрованный текст для посвященных, наверняка несторианский, поскольку христистианам несторианского толка порой приходилось существовать во враждебном религиозном окружении и скрывать свои взгляды.

Разные мнения разных ученых. Но они сошлись в том, что для прочтения текста требуются исследования специалистов более узкой специализации, которых немало в Москве и Санкт-Петербурге. И еще все они сошлись на том, что данный артефакт и представляет огромную научную ценность, упомянув, что последняя подобная находка была обнаружена еще на заре советской власти в таджикском Пенджикенте.

Конечно, нельзя исключать версию искусной подделки. Однако, как показывает практика, подделки порой представляют собой не меньшую, а даже, порой, и большую историческую ценность, чем иные оригиналы. Мы убеждены, что артефакт, котрый мы назвали Балхской рукописью, необходимо исследовать. В первую очередь следует установить его возраст методами радиоуглеродногоанализа. Это вполне можно сделать на базе НГУ.

Афганистан чаще изучают, к сожалению, не историки, а политологи. Перманентная война не способствует развитию наук, изучению истории страны. Как сказал один циничный археолог, в земле Афганистан зарыта не одна докторская диссертация. Стране нужен мир. И тогда археологи, этнографы, лингвисты смогут открыть миру много нового.

 

Источник: Тайга.инфо

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна