Напоминание о Пасхе

Воскресение Христа — это самый важный праздник для всех христиан. Многие считают, что таким праздником является Рождество Христово, появление на свет Божьего Сына. Христос пришел на землю при таких обстоятельствах, что только истинно верующий мог увидеть в Нем обещанного пророками Спасителя. Страдание и смерть Иисуса были настолько ужасными и унижающими, что могли разрушить веру во все, что Он ранее проповедовал, и в те чудеса, что совершал даже для самых верных Своих приверженцев. Только Своим Воскресением Иисус подтвердил, что Он истинный Мессия и Сын Божий. Святой Апостол Павел пишет: «А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна; вы еще во грехах ваших» (1 Кор 15,17).

Духовные подготовка и восхождение ко дню, ставшему переломным моментом в жизни для всех людей на земле, ведется в Церкви в течение всего литургического года.

Евреям было известно о том, что должен появиться Мессия, но они ожидали от Него скорее политической деятельности и прежде всего избавления от римского владычества. В какой-то степени в определенный период времени это убеждение разделяли и ученики Иисуса. Об этом свидетельствуют слова двух учеников, встретивших воскресшего Иисуса по дороге в Эммаус: «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля» (Лк 24,21). Чудо Воскресения открыло людям глаза на смысл земного призвания Христа. Таким образом великая тайна Воскресения, заключения нового завета между Богом и человеком делает Пасху главным праздником христиан.

С течением времени возникли споры и сомнения по поводу даты празднования этого события. Первоначально на территории современного Ближнего Востока (Палестина, Малая Азия) Светлое Христово Воскресение христиане праздновали в день еврейского праздника Пасхи. Празднование длилось неделю, начиная с 14 дня месяца «нисан» (канун Пасхи). В еврейском солнечно-лунном календаре 354 дня составляли год, в котором месяц нисан был седьмым по счету. Он совпадал примерно с периодом от половины марта до половины апреля грегорианского календаря. Из-за меньшего количества дней в году древнееврейского календаря день 14 нисана наступал все раньше относительно современного отсчета времени, причиняя неудобства, — например, когда еврейский праздник не совпадал с тем днем недели, когда христиане отмечают Воскресение и победу Христа над смертью.

На западе по указанию папы Аникета (155-165) и папы Виктора (189-198) Христово Воскресение начали праздновать в первое воскресенье после 14 нисана. Антиохийская Церковь приняла это и продолжала придерживаться этой системы, даже когда римская Церковь изменила ее ввиду неточности.

В 325 году этот вопрос рассматривался на Соборе в Никее. Канон 7 постановлений Собора сообщает, что с этого момента христианская Пасха празднуется в первое воскресенье после первого полнолуния сразу после дня весеннего равноденствия. К сожалению, Собор не указал обязывающей всех даты дня весеннего равноденствия, что стало причиной многих недоразумений вплоть до 18 века. Одни были за то, чтобы установить дату весеннего равноденствия на 18 марта, другие высказывались за 21 марта, третьи — за 25 марта. В период царствования Карла Великого (768-814) было постановлено праздновать Пасху в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. Самая ранняя возможная дата совпадала с 22 марта. Последний раз это случилось в 1818 году, следующий раз это произойдет в 2285 году. Самый поздний возможный срок — 25 апреля, что последний раз произошло в 1943 году, и повторится в 2038 году. Несмотря на некоторые неудобства, эта система просуществовала до сегодняшнего дня. Одним из ее неудобств было то, что юлианский календарь, существующий с 46 года до р.Х., неточно соответствовал действительному отсчету времени, основанному на расчете движения Земли вокруг Солнца. Пытаясь исправить ситуацию, папа Григорий XIII в 1582 году провел реформу календаря, введя новый, используемый по сию пору большинством стран мира календарь, называемый грегорианским. Этот календарь приняли не все восточные христианские Церкви, поэтому существуют разные даты празднования Пасхи в православной Церкви и в западной христианской Церкви.

Каждое воскресенье года напоминает нам о встрече с воскресшим Христом, о духовной встрече в Евхаристии. Мы принимаем Евхаристию как пищу для нашего духовного возрождения, ожидая, когда после смерти в Небесной Славе узрим Воскресшего Господа, Судью и Царя мира.

Ян Урыга

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна