«Нам мог бы оказаться очень полезным бразильский опыт…»

Священник Виктор Билотас после трехлетнего обучения на лиценциате факультета Истории Церкви Григорианского университета в Риме вернулся в родные края, чтобы продолжить свое служение в Преображенской епархии. Отец Виктор любезно согласился ответить на несколько вопросов главного редактора «Сибирской Католической Газеты».

Итак, Вас можно поздравить с получением научной степени лиценциата истории Церкви?
Да, уже можно. 15 июля я проверил свою персональную страничку студента на сайте Григорианского университета и обнаружил там сообщение Академического секретариата об успешной сдаче мною всех экзаменов и о присвоении мне этой младшей научной степени.

Как звучит тема Вашей лиценциатской диссертации?
Она написана на русском языке (поскольку мой научный руководитель понимал этот язык) и звучит так: «Апостольская деятельность священников Общества Иисуса в Сибири в период религиозных гонений с 1955 по 1964 гг.». Иначе говоря, мое исследование охватывает период правления Н.С. Хрущева. Его героями стали шесть отцов-иезуитов, находившихся в то время в Сибири и совершавших здесь пастырское служение в условиях подполья. Пятеро из них принадлежали к литовской провинции иезуитского ордена. А шестой – это легендарный американец польского происхождения Вальтер Чишек, проведший много лет в сталинских лагерях.

Где Вам удалось разыскать материалы по данной теме?
Частично здесь, в Сибири, за что очень благодарен томскому историку Василию Ханевичу, много лет изучавшему документы из архива уполномоченного по делам религии. Однако живых свидетелей, помнящих те времена, в Сибири найти не удалось. Больше материала удалось добыть в Литве. Там я обнаружил даже двух живых свидетелей. Отца Вальтера Чишека, разумеется, помнят многие, но эти воспоминания не относятся к сибирскому периоду его служения.

Намерены ли Вы продолжить свою научную работу?
Хотелось бы продолжить, иначе зачем было начинать!? Впрочем, меня интересует вообще католиков в Сибири и даже шире, вообще христианства в Сибири. Я стремлюсь к сотрудничеству с другими историками-земляками, разделяющими этот интерес, как из числа наших прихожан, так и из числа некатоликов. К сожалению, когда речь идет о Сибири, на карте исторической науки по-прежнему остается много белых пятен. Имеющиеся наработки чаще всего затрагивают европейскую часть России, а о Сибири, если и упоминается, то лишь мимоходом. Важной считаю и разработку необходимого инструментария исторических исследований. Я имею в виду библиографические справочники, справочники по архивным фондам, издание первоисточников… Первоисточники по советскому периоду вообще еще практически не изданы.

Ведется ли отечественными историками профессиональная работа в этом направлении?
Скорее, разрабатываются отдельные вопросы: берется конкретный период, конкретная местность… Монографий, способных пролить свет на общую картину «сибирского католичества», насколько мне известно, пока нет. Впрочем, у меня пока недостаточно контактов среди профессионалов, ведь я только недавно вернулся на родину.

Вы провели заграницей несколько лет. Сохраняется ли на Западе интерес к России или всё это уже в прошлом?
По крайней мере в Италии этот интерес, на мой взгляд, нисколько не ослабевает. Большинство моих знакомых проявляло живой интерес к тому, что происходит в России.

А к феномену российского католичества?
На Западе Россия больше ассоциируется со Святой Русью, иконой, православным литургическим пением. В России видят страну прежде всего византийской культуры.

Каковы Ваши самые яркие впечатления от пребывания в Италии?
Что касается учебы, то это возможность тесного общения с выдающимися профессорами. Они дали мне очень многое: прежде всего, научили работать с источниками, привили критический взгляд на эти источники, вообще на имеющиеся публикации, без которого серьезная научная деятельность просто немыслима: ведь в основе любого исследования должна лежать тщательная работа с документами. Также я приобрел много новых друзей и хороших знакомых.

С кем из иностранцев Вы больше всего общались?
Из тех, кто учился на моем курсе, больше всего общался с бразильцами. Может быть, история становления этой страны в чем-то напоминает сибирскую. В Бразилии изначально жили индейские племена, а затем ее наводнили европейцы. Так и в наших краях европейская культура наложилась на культуру многочисленных народов Сибири.

Бразильцы – открытые люди?
Очень! У нас есть представление об итальянцах, как об очень живых и общительных людях. А бразильцы жаловались, что в Риме им «холодно» в эмоциональном плане, в плане общения. Если Италия, с точки зрения бразильцев, «холодная», то какова же тогда Бразилия?

Были ли контакты с соотечественниками?
Я жил в общежитии в «Руссикуме» вместе со священниками из Украины. Было и семеро русских православных студентов, приехавших в Рим по направлению Московской Патриархии: один священник и шестеро выпускников академий и семинарий РПЦ. Они всё еще продолжают обучение в различных Папских университетах. Разумеется, мы общались. Воспоминания, в основном, остались позитивные.

Приходилось ли Вам бывать в итальянских католических приходах?
Я даже какое-то время помогал в одном приходе на севере Италии, в Ломбардии, неподалеку от Лекко. Там очень красивая местность: предгорья Альп, много озер. И монастырь Св. Петра X века…. Это был незабываемый опыт!
В городке Чиватэ с населением в 5 тысяч человек половина его жителей является активно практикующими католиками, регулярно посещает храм. Храм (XVII века) расположен в центре городка и именно вокруг него строится вся городская жизнь. Нужно сказать, что в Ломбардии общепринятым является Амброзианский обряд (это еще одна, наряду с Римской, разновидность латинского обряда). А вот приход Чиватэ – это исключение. Здесь служат по Римскому обряду.
В Чиватэ я увидел очень много нового и интересного. Например, при приходе действует ораторий, которому уже, наверное, лет 200. Ораторий – это некий аналог известной нам «детской площадки», только там всё гораздо разнообразнее. Есть специальное здание рядом с храмом, где дети, подростки, молодежь могут проводить весь день. Там есть условия для молитвы, занятий спортом, музыкой, работают различные кружки по интересам… При этом взрослые занимаются с молодежью, молодежь – с детьми, дети старшего возраста – с младшими. Вся эта работа проводится на добровольных началах. Пожилые прихожане вспоминают, как в детстве они тоже посещали ораторий и свидетельствуют, как много они оттуда почерпнули.
В приходе – порядка 100 активистов. Люди вообще очень охотно приходят в храм, не только на богослужения, но и для индивидуальной молитвы. Есть несколько детских групп, постоянно проходят разные мероприятия. Есть группа под названием «Друзья Св. Петра» из 80-ти прихожан. Эти люди поддерживают в порядке здание древнего монастыря и проводят экскурсии для туристов. Есть группа катехизаторов, группа, которая следит за чистотой в храме, медийная группа… В состав последней входит молодежь, которая снимает все приходские мероприятия на видеокамеру, так что за ними можно следить в интернете, в режиме он-лайн. Нужно отметить, что подобная форма служения практикуется далеко не во всех итальянских приходах. Есть приходское радио. Абсолютно всё, что происходит в приходе, транслируется по местному радио. Это особенно полезно тем, кто по объективным причинам не может посещать церковь: прежде всего, старым или больным людям. Они тоже могут быть в курсе всех событий! Затем, когда этих людей посещаешь на дому, они часто узнают тебя по голосу, хотя прежде ты с ними и не встречался. Наконец, есть два вокально-инструментальных ансамбля – взрослый и молодежный, и также два хора – «старший» и «младший». Их репертуар очень широк – от церковной и светской классики до современных мелодий. Итальянцы вообще очень музыкальный народ. Большинство прихожан умеет играть на каком-то музыкальном инструменте, так что для настоятеля не составляет проблемы в сжатые сроки подготовить какой-нибудь концерт.
Все детали приходской жизни тщательно продуманы. В частности, в самом храме есть специальное помещение за стеклянной дверью, где во время Мессы находятся малыши, и кто-то с ними постоянно занимается. Есть кафе, где за небольшую цену можно заказать чашку кофе, пиццу, просто посидеть и пообщаться после Св. Мессы.

Можно ли использовать этот пастырский опыт в условиях католических приходов России?
Может быть, в некоторых больших приходах, таких, как приходы Новосибирска, Томска, Екатеринбурга… Но для работы в сельской местности, райцентрах и поселках более подходящим представляется бразильский опыт. Этим опытом со мной щедро делились мои друзья – бразильские священники.

И в чем суть этого опыта?
В Бразилии одному священнику часто приходится обслуживать огромную и малонаселенную территорию, подобно тому, как это случается у нас. Сложился определенный алгоритм образования новых христианских общин. Сначала появляется одна семья, которую время от времени посещает священник. Потом к ней присоединяются другие семьи. Большую роль при этом играют катехизаторы (или аниматоры) из числа мирян. Они регулярно собирают людей на молитву у себя в поселке, могут посещать и соседние поселки, если в этом есть необходимость. Священник посещает такие общины раз в месяц, а то и 3-4 раза в год.
На мой вопрос: «Как найти лидера общины?», бразильские священники ответили, что такой лидер обычно находится сам. Вокруг одного аниматора складывается круг активистов, которые сами хотели бы стать аниматорами. Они занимаются евангелизацией в соседних поселках. Так и распространяется сеть общин, причем всё время возникают новые общины.

На одной из фотографий Вы изображены вместе с Папой Бенедиктом XVI, который пожимает Вам руку. При каких обстоятельствах это случилось?
Я и о. Иван Лега, который также учится в Риме, сопровождали нашего Владыку Иосифа Верта на его личную аудиенцию у Папы. Святой Отец уделил нам буквально несколько минут, а затем уединился с Владыкой Иосифом.

И о чем Вы успели побеседовать за эти несколько минут?
Я приветствовал Папу по-немецки. Он улыбнулся в ответ: «Что, можем поговорить по-немецки?» «Да нет, лучше по-итальянски», — ответил я. Тогда Святой Отец с ноткой печали в голосе посетовал, что ныне итальянский язык вытесняет латинский, некогда бывший универсальным языком внутрицерковного общения. На прощание Папа подарил нам розарий.

Приходилось ли Вам слышать выступления и проповеди Папы?
Разумеется. Я довольно регулярно слушал наставления Папы перед воскресной полуденной молитвой «Angelus», бывал на его общих аудиенциях по средам. В теплое время года они проходят на площади Св. Петра, в холодное – в Зале им. Павла VI.

Что больше всего запомнилось?
В 2010 г. – а это был «Год Священника», который уже заканчивался, – я присутствовал на вечернем богослужении, в ходе которого священники делились свидетельствами, а Папа ответил на пять вопросов, заданных пятью священниками с пяти континентов. Его ответы были спонтанными и очень аргументированными. В Бенедикте XVI меня восхищают простота, скромность, ясность ума. У него есть дар простым языком объяснять очень сложные вещи.

После трех лет пребывания в Риме Вы возвращаетесь к служению в нашей епархии. Каковы Ваши ближайшие планы?
На первом месте у священника должна стоять пастырская работа. Ныне наш Владыка направляет меня на служение в юго-западную часть Новосибирской области. Здесь я, вместе с отцом Франческо Бертолиной, буду окормлять малые католические общины на довольно обширной территории, включая районные центры Краснозерск и Карасук. Далеко не все люди, имеющие связь с католической традицией, здесь воцерковлены. Кого-то еще только предстоит разыскать, кто-то нуждается в более регулярном контакте со священником. В наших планах – строительство католического храма в Краснозерске. Меня приятно удивила позиция Краснозерской районной администрации: они готовы идти нам навстречу в этом вопросе.
Хотел бы также продолжать свои исторические исследования, о чем я уже говорил выше. Есть еще одна тема, которую я считаю очень важной. Речь идет о популяризации социального учения Католической Церкви, которое, к сожалению, у нас очень мало знают.

Редакция СКГ желает Вам всяческих успехов в Вашем новом служении!
Спасибо!

Сибирская католическая газета

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна