Минкульт просит Новосибирскую епархию РПЦ отозвать обращение в прокуратуру

логотип министерства культуры РФКомментарий Минкультуры России по кадровым изменениям в Новосибирском академическом театре оперы и балета:

«В результате конфликта вокруг постановки оперы «Тангейзер» в Новосибирске возникла нездоровая ситуация, которая, к нашему глубокому сожалению, потребовала вмешательства Министерства культуры РФ.

Б.М.Мездрич уволен с должности директора Новосибирского государственного академического театра оперы и балета за нежелание учитывать в своей деятельности сложившиеся в обществе ценности, за неуважение к мнению граждан и невыполнение рекомендаций учредителя.
В своей деятельности Министерство культуры исходит из безусловного уважения права на свободу художественного творчества — и из безусловного признания права граждан на уважение значимых для них ценностных оснований.

К сожалению, уже в самой постановке «Тангейзера» содержались сцены, вызвавшие публичные и острые протесты.

В течение нескольких месяцев министерство пыталось добиться от Б.М.Мездрича понимания некорректности допущенных им действий, в течение нескольких месяцев пыталось сохранить его как руководителя театра.

Несмотря на неоднократные требования со стороны общественности, многих деятелей культуры, членов Общественного совета принять административные, финансовые, кадровые решения, Минкультуры России, как учредитель, фактически взяло театр под защиту, предоставив руководству шанс исправить ситуацию и призвав стороны к урегулированию конфликта. (Позиция министерства по итогам слушаний.)

Но бывший директор так и не смог осознать, что вне зависимости от своего отношения к той или иной религии чувства верующих имеют право на уважение. Ситуация, когда они подвергаются демонстративному глумлению, оборачивается жестким противостоянием в обществе, нередко приводящим, как мы недавно видели, к человеческим жертвам. Общество, зрители так и не увидели со стороны руководства театра понимания ситуации, не услышали извинений.
И главное — не увидели понимания простой вещи: федеральный академический театр — это в первую очередь институт просвещения, а не заведение для эпатажа и провокационной саморекламы за государственный счет.

Упрямое высокомерие, неготовность к диалогу и нежелание разъяснять свой замысел недопустимы для руководителя федерального академического учреждения.

С другой стороны, и представителям конфессий необходимо понимать, что уважение к церкви достигается не через обращения в правоохранительные органы, а через терпеливую, вдумчивую проповедь и разъяснение своей системы ценностей.

Вопросы творчества и художественных образов не должны обсуждаться ни на массовых митингах, ни тем более в судах.

Надеемся, что все стороны извлекут из «дела о постановке «Тангейзера» правильные уроки.
Призываем руководство Новосибирской епархии отозвать свое обращение в прокуратуру, ведя в дальнейшем дискуссии в формате взаимоуважительного диалога.»

КОММЕНТАРИИ:

Борода Александр, президент Федерации еврейских общин России, член Общественной палаты РФ:
«Я поддерживаю решение Министерства культуры об увольнении директора Новосибирского театра оперы и балета. Считаю, что свобода творчества заканчивается там, где начинается оскорбление чувств верующих, оскорбление личности, где призывают к насилию, где на сцене или экране идет речь о разврате и распутстве и о тех, к сожалению, сейчас активно пропагандирующихся псевдоценностях, которые на самом деле разлагают общество. По-настоящему директор театра должен думать о том, что он хочет донести до зрителя, что он созидательно хочет принести в зрительный зал. В данном случае руководитель Новосибирского театра мог принести не просто негатив в умы тех, кто пришел посмотреть спектакль, а мог стать причиной большого раздора, большого межнационального и межрелигиозного конфликта. Люди, занимающие такие посты, должны понимать глубину ответственности, понимать, что они делают, подразумевая все возможные последствия. Министерство приняло абсолютно верное государственное решение с точки зрения согласия в обществе, уважения к россиянам разных конфессий. Это правильное и примиряющее решение».

Герасимов Евгений, режиссер, председатель Комиссии Московской городской думы по культуре:
«Поддерживаю решение руководства Минкультуры России. Надо уважать людей, для которых ставишь спектакли, снимаешь кино. Да, режиссер, как правило, увлекается своей постановкой, замыслом. И не всегда способен со стороны взглянуть на свое детище. И тут должен брать на себя ответственность руководитель театра. Ответственность за то, что делается. Особенно в учреждениях, которые финансируются из бюджета, то есть на деньги налогоплательщиков, зрителей. И если зрители негодуют от того, что видят на сцене, значит, руководитель должен иметь смелость признать ошибку и, конечно, найти в себе силы извиниться перед теми, чьи чувства были оскорблены. Насколько я понимаю, он этого не сделал».

Кончаловский Андрей, режиссер:
«События, которые разворачиваются вокруг постановки оперы «Тангейзер», являются симптоматичным, знаковым явлением. У меня не вызывает возражения решение Министерства культуры о назначении новым директором театра Владимира Кехмана. Кехман — уважаемый театральный менеджер, и, наверное, это назначение правомерно, но меня волнуют более глубокие причины театрального скандала в Новосибирске.
Нельзя не видеть, что назревает глубочайший разрыв между рядовым зрителем и эстетикой молодых художников, ищущих новые формы. Это происходит не только в изобразительном искусстве, но и в театре. Этот разрыв начался не сегодня, а где-то в начале прошлого века, когда выработалась формула успеха — скандал важнее художественной ценности замысла. Этот разрыв в России принимает иногда странные, такие уродливые формы, как выставки с иконами в экскрементах или перформанс с прибитыми к брусчатке Красной площади гениталиями.
в своем выступлении перед Европарламентом в Страсбурге очень проницательно выявил главную причину глобального кризиса европейской цивилизации. Европа перепутала цели и средства: материальные ценности, деньги, вместо того чтобы быть только средством, стали целью, подменив человека, — средством же стал человек.
В искусстве эта подмена выражается в том, что целью стал успех у критики, скандал, а средством стал автор, который безжалостно приносится в жертву. Вопиющее пренебрежение к замыслу автора мне видится и в так называемой афише «Тангейзера». Но главной жертвой становится все-таки зритель, который, может, в первый раз пришел послушать Вагнера и погрузиться в мир, волновавший великого композитора.
Не исключаю, что решение Минкультуры встретит яростное сопротивление ратующих за неограниченную свободу творчества. Им я хочу напомнить слова Андре Жида: «Когда теряет свои цепи, оно становится прибежищем химер».

Курленя Константин, ректор Новосибирской государственной консерватории:
«Начнем с того, что приказы начальства не обсуждаются, а выполняются. Это решение нельзя назвать неожиданным, потому что в контексте той ситуации, которая продолжает раскручиваться вокруг «Тангейзера», оно является абсолютно мотивированным, оправданным. Других решений быть не может, поэтому с ним надо согласиться и продолжать работать дальше».

Легойда Владимир, председатель Синодального информационного отдела РПЦ:
«Владимир Мединский принял все возможные меры для налаживания диалога. Полагаю, что в данной ситуации Министерство культуры старалось сделать все возможное для предотвращения необходимости принятия кадровых решений. По существу, Министр культуры сам выполнил все функции, ответственность за которые лежала на директоре театра Б.Мездриче. В условиях дефицита диалога между Новосибирским театром и местной общественностью Министерство культуры инициировало обсуждение этой очевидно конфликтной ситуации. Затем, по итогам открытой дискуссии, в пределах своих полномочий сформулировало компромиссные рекомендации и направило их в театр. Когда эти рекомендации не были выполнены, Министр принял решение в рамках своей компетенции, которое, как я слышал, не оспаривается бывшим директором театра».

Магомедов Магомедсалам, заместитель руководителя Администрации Президента РФ:
«Решение Министерства культуры в этой ситуации — единственно правильное и верное. Новосибирская постановка оперы «Тангейзер» привела к противостоянию светской и религиозной общественности. Здесь такая интерпретация Вагнера, что она не понравилась большому количеству людей, задела чувства верующих, а этого допускать нельзя. Считаю, что мы не имеем права, особенно государственное творческое учреждение, ставить такие произведения, которые возмущают какую-то часть населения и наносят оскорбление чувствам. Этого допускать нельзя. Здесь, как на лакмусовой бумажке, отражаются трудности нашей работы в реализации государственной национальной политики. Из любой, казалось бы, мелочи можно путем манипулирования общественным сознанием раздуть межконфессиональное противостояние. Надо будет и дальше прослеживать, чтобы на площадках важных и общероссийских были произведения, которые направлены на сплочение наших людей, на единство народов страны, а не те, которые раскалывают общество».

Марченко Александр, директор Новосибирской специальной музыкальной школы:
«Подобная линия на «осовременивание» в соответствии с режиссерскими представлениями классических произведений, к сожалению, прослеживается в театре на протяжении ряда лет. Безусловно, театр имеет право на эксперимент. Но только, на мой взгляд, на художественно оправданный эксперимент. А не как попытку использовать шедевр для того, чтобы преподать публике свою якобы отличную от общепринятой версию, интересную по большей части лишь режиссеру-постановщику. А это уже область ответственности руководства театра и за экономику, и за репертуарную политику. Ссылки на свободу творчества и авторского самовыражения в данном случае неуместны. Необходимо учитывать ответственность руководства театра за возможные последствия осуществленной постановки».

Сотириади Рената, режиссер, замдиректора Театра на Таганке:
«Сначала я увидела фотографии, затем — видеозапись. Как профессионал посмотрела весь спектакль. Очевидно — там есть контекст, оскорбляющий чувства верующих людей. Новосибирский театр оперы и балета — это величина, это знаковый театр не только для нашей страны. И его репертуар должен быть профессионально выверен, здесь ключевой подход — аккуратное отношение к содержанию, здравый смысл в подборе спектаклей. А для экспериментов есть малые сцены и лаборатории. Решение Министра — абсолютно закономерный шаг, он не должен оправдываться».

Шахназаров Карен, режиссер, зампредседателя Совета по культуре при Президенте РФ:
«Новосибирский театр — государственное учреждение культуры. И государство, финансируя его деятельность, в том числе и театральные постановки, имеет право не только высказывать пожелания и замечания к сценарию, трактовке произведений, но и, в случае разночтений с руководством театра, невыполнения со стороны руководителя требований Министерства культуры, уволить директора. Хотя до этого, конечно, лучше не доводить. Всегда можно найти необходимый компромисс».

Архимандрит Тихон (Шевкунов), ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре:
«Совершенно правильное и закономерное решение. Определенно, без экивоков обозначена позиция руководства Министерства культуры России.
Появилась робкая надежда, что, быть может, будет положен хотя бы какой-то предел вивисекции классики, бесстыдным скандалам, эпатажу, безответственным провокациям социальных конфликтов как чудовищно пошлым и бездарно-занудным методам подмены настоящего искусства агрессией так называемого личного видения и самовыражения».

Источник: официальный сайт Министерства культуры РФ

Сибирская католическая газета

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна