Милосердие — удостоверение личности Бога

Милосердие — удостоверение личности Бога

319«Только этому Папе могло прийти в голову организовать презентацию этой с венецианским кардиналом, китайским заключенным и тосканским комиком!». Актер, кинорежиссер и сценарист , был, по обыкновению, как бурлящая река, представляя книгу, которая содержит разговор между Папой Франциском и журналистом Андреа Торниелли.

 

Книга «Имя Бога — Милосердие» ( — Милан, Libreria Editrice Vaticana — PIEMME, 2016, 113 стр.) была опубликована одновременно в восьмидесяти шести странах мира. 11 января она была доставлена ​​ Папе, а на следующий день состоялась её презентация в институте Augustinianum — прямо в ходе встречи под председательством директора Пресс-службы Святейшего Престола о. Федерико Ломбарди.

На присутствовали, кроме актёра и журналиста, кардинал , госсекретарь Ватикана (отрывки из речи которого публикуются ниже), директор Ватиканского издательства Дон Джузеппе Коста, и молодой китаец Чжан Августин Тиянкининг, отбывающий Заключение в тюрьме Падуи, который принёс Личное свидетельство, рассказав историю своего обращения и своего опыта милости и прощения Бога.

Ответы Папы, изложенные в книге, сосредоточены именно на центральности милосердия в нашей жизни.

«Для меня это самое важное послание Иисуса», — говорит Папа Бергольо, отметив, что «центральность милосердия я осознал постепенно, (…) в результате опыта исповедника, из многих положительных и прекрасных историй, о которых я узнал». Существует не только божественная справедливость, земной справедливости тоже нужно добиваться. Преступления должны быть наказаны, но «после того, как человек, совершивший ошибку, заплатил свой долг правосудию», он должен найти работу, «а не оставаться на задворках общества».

подчеркнул, что носит «пастырский крест из оливкового дерева, сделанный в столярной мастерской, которая является частью программы реинтеграции заключенных и бывших наркоманов». Его жест имеет целью показать социальную роль милосердия, потому что «отсутствие прощения бесконечно увеличивает спираль конфликтов».

 

Отрывки из речи кардинала Пьетро Паролина на презентации книги:

 

C_4_foto_1437882_image—  Те, кто находится в поисках откровений, просматривая эти страницы, останутся, возможно, немного разочарованными: в этой книге они не найдут каких-то курьёзов или любопытных случаев, рассказанных Папой Франциском о себе самом. И это даже не интервью по актуальным вопросам, касающимся жизни Церкви и мира. То, что мы представляем сегодня, является, на самом деле, книгой, с помощью которой Папа хочет дать нам войти, как бы взяв нас за руку, в большую и утешающую тайну Божьего милосердия. Тайну, далёкую от наших человеческих расчётов, но столь необходимую и ожидаемую нами, растерянными паломниками в эти времена вызовов и испытаний.

« истинно», — говорит Папа, отвечая на вопрос интервьюера о связи между милосердием и учением. , добавляет Святейший Отец, является «удостоверением личности нашего Бога»: образ, который помогает нам понять подлинные масштабы этой христианской истины. В самом деле, удостоверение личности определяет нас, описывает личные, основные и объективные данные, которые нужно знать о каждом из нас.

Книга, которая читается легко, имеет черту, свойственную её главному автору, то есть Папе: это книга, которая открывает двери. Она хочет помочь сверкнуть бескорыстному дару бесконечной милости Божией, без которой «мир не существовал бы», как сказала одна старушка тогдашнему монсеньору Бергольо, только-только назначенному вспомогательным епископом Буэнос-Айреса.

Этот эпизод, о котором Святейший Отец рассказал перед чтением своей первой молитвы Angelus в воскресенье 17 марта 2013 года, он недавно повторил в проповеди во время мессы в доме Марфы Святой. Этот эпизод есть также и в книге, с добавлением некоторых деталей.

На страницах книги Папа Франциск не имеет цели что-то «определить», разграничить, разложить по полочкам, углубляясь в подробности, касающиеся жизненного выбора отдельных людей. Позвольте мне здесь напомнить ответ, который Папа привёл в диалоге с журналистами во время рейса из Банги в Рим 30 ноября прошлого года.

Отвечая на вопрос о путях борьбы со СПИДом, исходя из намерений журналиста, Папа сравнил их с намерениями, которые часто имели законоучители, желая поставить Иисуса в трудное положение: «Законно ли исцелять в субботы?».

Мне кажется, что цель этих страниц заключается не в том, чтобы входить в подробности отдельных случаев, но, скорее, расширить наше видение, зажечь в сердцах всех желание встретиться с бесконечной любовью Бога, желание пережить в нашей жизни этот божественный дар, далёкий от нашей человеческой логики, и тем не менее, необходимый для того, чтобы поддержать нас, ободрить, поднять и сделать нас способными всегда начинать все сначала. Именно потому, что он оставляет двери открытыми и пытается дать нам увидеть милость Бога, это книга, которая на некоторых своих страницах может взволновать. Она волнует, потому что Папа Франциск, опираясь на свой опыт и вспоминая отрывки из Евангелия, цитаты из Отцов Церкви или несколько слов своих предшественников, представляет лик Бога милосердия, Отца, Который прикасается к сердцам и пытается неустанно достучаться до нас, чтобы подарить нам Свою любовь и прощение. Он ищет любой просвет, — объясняет Папа, — любую расщелину, даже малейшую, в наших сердцах, чтобы достичь нас Своею благодатью.

В предисловии интервьюер рассказывает об одном символическом случае, имевшем место во время работы над книгой. Торниелли пишет: «Мы говорили о том, что трудно признать себя грешником, и в черновом варианте, который я подготовил, Папа Франциск утверждал:« Есть для этого лекарство, есть исцеление, но при условии, что мы сделаем небольшой шаг к Богу «. После повторного чтения текста (Папа) позвонил мне и попросил добавить: «или, по крайней мере, хотим сделать его», — выражение, которое я по невнимательности пропустил в окончательном варианте. В этом добавлении, или, вернее, в этом точно восстановленном тексте — все сердце Пастыря, который стремится соответствовать милосердному сердцу Бога и не оставляет неиспользованной ни одной возможности, чтобы достучаться до сердца грешника ».

Богу достаточно малейшей трещины, и, если нам не хватает сил, чтобы сделать шаг к Нему, то достаточно всего лишь желания сделать этот шаг для того, дабы действие благодати могло начаться.

Отвечая на вопрос, почему именно сейчас человечество так остро нуждается в милосердии, Папа в книге отвечает: «Потому что человечество ранено, потому что оно несет в себе глубокие раны. Оно не знает, как вылечить их или считает, что это даже вряд ли возможно.

И не только социальные болезни и люди, страдающие от нищеты, социальной изоляции, от самых разных форм рабства третьего тысячелетия. Релятивизм также больно ранит людей: всё кажется одинаковым, одним и тем же. Это человечество нуждается в милосердии.Пий XII, более полувека назад, сказал, что драма нашего времени заключается в том, что люди утратили чувство греха, осознание греха. К этому сегодня добавляется также драма смотреть на наше зло, на наш грех, как на нечто неизлечимое, как на что-то, что невозможно исцелить и простить. Отсутствует конкретный опыт милосердия. Хрупкость времен, в которых мы живем, состоит также в том, что многие верят, что нет никакой возможности искупления, что нет такой руки, что помогла бы подняться, которая бы обняла, спасла, простила, погрузила тебя в бесконечную, терпеливую, всепрощающую любовь , Мы нуждаемся в милосердии ».

Здесь, мне кажется, Папа Франциск затрагивает ещё одну болевую точку, ещё одну особенность нашего времени. Мы потеряли чувство греха, но мы также потеряли веру в возможность найти свет, опору, которая позволяет нам выйти из отчаяния, из нашей ошибки, из клетки, которую иногда мы сами себе строим.

Наше общество, которое мы сегодня любим называть «толерантным», кажется, утратило не только чувство того, что является злом, но и веру в существование Кого-то, Кто может спасти нас, возродить, всегда принимать нас, поднимая, когда мы падаем.

Я был поражен, прочитав ответы учащихся школы в северной Италии на задание учителя религии, который попросил их написать сочинение на свободную тему, основанную на притче о блудном сыне. Финал, выбранный подавляющим большинством учащихся, был таким: отец встречает «блудного сына», сурово наказывает его и отсылает жить на скотный двор со своими слугами. Так учатся растрачивать все ценности семьи.

Эти ответы, в целом, являются очень человеческими, типичными для тех, кому, не имея большего опыта Божьего милосердия, трудно его понять.Не будем скрывать: окажись на их месте, все мы, в сущности, рассуждали бы точно так же. Папа прокомментировал этот эпизод несколькими убедительными словами: «Это, — сказал он, — обычная человеческая реакция. Реакция старшего сына — человеческая. А милость Божия — божественная ».

Божье милосердие — это вторжение в нашу жизнь совершенно другого, нового критерия: очень далёкого от наших расчетов, от наших человеческих рассуждений о справедливости, от нашей «этики балансирования». Тем не менее именно в этом критерии, в Божьем милосердии нуждаемся мы сами и все те, с кем нам случается встречаться каждый день.

Как всегда, взгляд на страницы Евангелия помогает нам сосредоточиться на этой динамике, которую мы призваны постоянно открывать для себя и постигать вновь и вновь. Евангелисты описывают и восстанавливают для нас с живостью очевидных свидетелей некоторые встречи Иисуса: когда Он прощает блудницу, когда поднимает взор на Закхея, когда призывает Матфея. Объятие милосердия, чувство, что на тебя смотрит Иисус, что Он тебя любит, меняет жизнь. Это изменение является в первую очередь не результатом наших усилий, или наградой за наш аскетизм.

Это не результат нашей предрасположенности, и не следствие каких-то особых предпосылок или предварительных условий. Это, скорее, капитуляции перед лицом неожиданного и величайшего дара, перед лицом величайшей любви. И именно в этом объятии, в этой встрече с обилием благодати, мы обнаруживаем себя маленькими, грешниками, нуждающимися в помощи. Чтобы ощутить милость Бога, мы должны признать себя грешниками, и даже признание себя грешником — «это благодать», говорит нам Папа.

Папа Франциск говорит: «Церковь осуждает грех, потому что она должна говорить правду. Но в то же время она обнимает грешника, который признаёт себя таковым; она приближается к нему, говорит ему о бесконечном милосердии Бога. Иисус простил даже тех, кто распял Его на Кресте и презирал. Вернемся к притче о блудном сыне. В ней говорится не только о том, как отец принял и простил, но и о празднике в честь вернувшегося сына. Выражением милосердия является радость праздника, которую мы находим прекрасно отраженной в Евангелии от Луки: «На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (15, 7). Иисус не говорит, что если затем этот человек вновь упадет, вернется к старому, совершит еще грехи, то он должен будет справляться с ситуацией сам! Нет, потому что Петру, спросившему Его о том, сколько раз нужно прощать, Иисус ответил: «Не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз» (Мф 18, 22), то есть, всегда ».

Мне бы хотелось, наконец, остановиться на других аспектах милосердия: социальном и политическом, которые относятся также к международным отношениям. В книге Папа напоминает о том, что христианство приняло наследство иудейской традиции, учение пророков о защите сирот, вдов и чужестранцев. Он также напоминает о важности милосердия и прощения в социальных отношениях и в отношениях между государствами.

Святой Иоанн Павел II в Послании по случаю Всемирного дня мира 2002 года, после терактов в Соединённых Штатах, заявил, что нет справедливости без прощения и что способность прощать лежит в основе любой идеи будущего более справедливого и солидарного общества.Насильственный ответ на насилие способен лишь питать спираль бесконечных конфликтов. Вот почему Папа Иоанн Павел II, в тот драматический момент — в некоторых отношениях не очень отличавшийся от тех, которые мы переживаем сегодня, — подтвердил, что милосердие и прощение позволяют осуществиться истинной справедливости.

Я хотел бы в заключение напомнить об этих аспектах, касающихся жизни общества и государства, чтобы дать понять, что послание Папы, христианская весть о милосердии и прощении, множество открываемых Святых врат, призыв позволить себе быть охваченными Божьей любовью, — является чем-то, что касается не только обращения каждого из нас, спасения души каждого человека. Это также нечто, что касается нас, как народа, как общества, как страны, что может помочь нам построить новые более братские отношения, потому что тот, кто испытал на себе изобилие благодати в объятиях милосердия, который был и остаётся прощенным, может вернуть, по крайней мере, немного из того, что получил: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. (…) Любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд »(Лк 6, 27-36).

 

Источник: Радио Ватикана

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна