Мэр г. Барнаула Владимир Колганов: «Бог в сердце, а руки в труде…»

Владимир Колганов, мэр БарнаулаСветские размышления о христианской нравственности

Есть люди, встречи с которыми надолго оставляют в душе тёплые чувства сопричастности к добрым делам. Их, кстати говоря, совсем немало в нашей жизни. Если, конечно, не смотреть на неё через разноцветную муть домашнего телеэкрана и не принимать близко к сердцу всего того, о чём пишет жёлтая пресса, любящая запускать со своих страниц мыльные пузыри фальшивых сенсаций. Понятно, что в наши демократические дни жёсткого прагматизма моё утверждение может показаться излишне сентиментальным, но основано оно на личном журналистском опыте, подтверждённом в очередной раз беседой с главою Барнаула Владимиром Николаевичем Колгановым.

Поводом для неё послужило заявление председателя Конференции католических епископов России Иосифа Верта, сделанное им в конце января в Новосибирске на пресс-конференции, состоявшейся после проведенного там очередного пленарного заседания ККЕР. Его Преосвященство напомнил о необходимости возвращения барнаульской католической общине принадлежащего ей здания храма, находящегося в центре города, на проспекте Ленина,44. Тема возвращения храма далеко не нова. Ещё в 1993 году, после выхода Указа Президента России о передаче культовых зданий их прежним владельцам, настоятель католической общины г. Барнаула отец Роман Цалы обратился к местной администрации с соответствующей просьбой. Тогдашний губернатор Алтайского края Владимира Райфикешт не возражал, но, так как вскоре он покинул свой пост, дело застопорилось и по сей день пребывает в стадии вяло текущей переписки. Факт бюрократической волынки, затянувшейся на полтора десятка лет, нуждался в официальных разъяснениях. Поэтому предстоящий визит к мэру к разряду приятных отнести было нельзя. Каждый, кому в поисках справедливости доводилось посещать кабинеты чиновников, знает, что выслушивать претензии, так же как и их предъявлять – занятие, мало способствующее развитию взаимных симпатий.

Однако на этот раз вместо сухой формальности служебного разговора меня ждала беседа с руководителем, считающим духовные проблемы своих земляков столь же важными, как и социально-экономические.

Некоторые из обсуждаемых вопросов выходили за рамки заявленной тематики, но, я думаю, что точка зрения мэра одного из самых крупных сибирских городов на культуру, религию, мораль и нравственность будет интересна читателям «Сибирской Католической Газеты», так как мы живём в многоконфессиональном мире, частью которого является и наша вера.

- Владимир Николаевич, что Вы думаете по поводу возвращения католического храма ?

— Я считаю, что его следует вернуть общине барнаульских католиков. Истории католической церкви на Алтае без малого триста лет. Всем известны имена организаторов рудного дела на Алтае горных мастеров-штейгеров Филиппа Трегера и Иоганна Юнгханса. Нашему великому изобретателю паровой машины Ивану Ползунову помогал имевший хорошее техническое образование священник Лаксман, ставший позднее академиком.

Среди людей, много сделавших в своё время для развития Барнаула, было немало немцев и поляков, для которых христианство в его католическом варианте являлось национальной религией. Среди них — видный администратор Борис Меллер, предприниматели братья Пранг, деятели просвещения и здравоохранения Василий Штильке и Фридрих Геблер, именем которого названа одна из улиц в центре современного Барнаула и десятки других. Среди военнослужащих барнаульского гарнизона в начале прошлого века было более 200 поляков, являвшихся полноправными гражданами Российской империи, так как тогда сама Польша была её частью.

На деньги этой обширной католической диаспоры известный архитектор Иван Носович и построил католический костёл в 1913 году, украсивший центральную часть Барнаула. В середине 30-х годов он был национализирован. Верхняя его часть была разобрана, а нижняя отдана под аптеку.

Ныне там размещается несколько успешно работающих организаций, в том числе и аптека, обслуживающая жителей Центрального района, в числе которых множество инвалидов и ветеранов войны и труда. Поэтому проблема перевода всех этих учреждений в другое место очень непроста и требует большого внимания. Но, как бы там ни было, в любом случае, мы будем искать взаимоприемлемые варианты возвращения костёла верующим-католикам.

Подобные проблемы существуют и в православной церкви. Здание планетария, считающегося одним из лучших учреждений такого профиля в России, тоже когда-то было храмом. Подобрать ему равноценную замену мы пока не можем.

Кроме того, следует имеет ввиду, что чётко разработанного законодательства, необходимого для передачи церковной недвижимости, пока ещё нет. В самое ближайшее время должен выйти закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения», разработанный Министерством экономического развития. На его основании оно и будет передаваться конфессиям, пожелавшим вернуть себе в собственность утраченные в своё время культовые здания и сооружения с земельными участками,

На сегодняшний день имущественные отношения между религиозными организациями и государством регулируются постановлением Правительства России № 490 от 30 июня 2001 года, имеющим обязательный характер только для имущества, находящегося в федеральной собственности. Для субъектов и муниципальных образований это постановление является рекомендательным.

- Я думаю, что одна из самых сложных сторон в работе руководителя Вашего уровня, заключается в том, что он одновременно должен решать целый ряд крупных общественных проблем, затрагивающих при этом личные или групповые интересы людей…

— В принципе – да. Что же касается обсуждаемой нами проблемы возвращения храма, то здесь нет никаких личных интересов, если не считать таковыми возможную перемену служебного адреса. Речь идёт прежде всего о восстановлении исторической справедливости, желании возродить и поддержать духовные традиции, характерные для того или иного народа.

В связи с этим мы ещё пять лет назад обратились ко всем без исключения верующим краевого центра подписать обращение муниципальной власти. В нём было заявлено о создании в нашем городе прочной основы для межконфессионального содружества, необходимого для формирования полноценного гражданского общества. Нашу инициативу поддержали все без исключения, руководители религиозных организаций Барнаула.

- Епископ Сергей Ряховский, духовный лидер российских христиан веры евангельской и член Общественной палаты при Президенте России, с котором я встречался во время его визита в Барнаул в прошлом году, говорил мне, что духовная атмосфера, созданная в Барнауле, – явление пока ещё редкое в российских городах. О Вашей доброй привычке в преддверии религиозных праздников посещать церкви и мечеть тепло отзывались председатель Духовного управления мусульман Алтайского края, главный имам Фагим Хазрат, настоятель Барнаульского прихода Римско-Католической Церкви отец Богдан Каленцки, многие православные священники и пасторы христиан-евангелистов. Чем вызвано такое внимание к религиозным делам?

— Я бы не стал говорить, что внимание к верующим в Барнауле какое-то особенное. Многое делается и в других городах и сёлах Алтайского края при поддержке Краевой администрации. А в соседнем Кузбассе, к примеру, при помощи губернатора Амана Тулеева был построен в Прокопьевске католический храм; в Томске при поддержке областной и городской власти действует лучшая в России общеобразовательная католическая средняя школа. Немало хорошего в межконфессиональном сотрудничестве делается в Новосибирске, Красноярске, Иркутске, Тобольске и других городах Сибири. И это прекрасно.

Духовное благополучие для человека не менее важно, чем материальное. Об этом нам говорят Президент Медведев и патриарх Кирилл, считающие, что величие страны определяется не количеством оружия, не только лишь экономическим благосостоянием, а её культурой и духовностью. Без них не может быть великой и могущественной державы. Не человек для экономики, а экономика для человека. Такая задача ставится сегодня. И это абсолютно верно. Отсутствие нравственных ориентиров в экономике, политике или управлении может свести на нет все усилия, направляемые на развитие народного хозяйства и улучшение материального положения наших сограждан.

- Вы считаете, что Церковь – наиболее эффективный инструмент в борьбе с бездуховностью и людскими пороками?

— Во всяком случае, один из самых эффективных. Не следует забывать, что у православного, католического или мусульманского духовенства тысячелетний опыт воспитания людей на основе вечных духовных ценностей. Таких как «не кради», «не убий», «не лги», «почитай родителей». На них, как и много веков назад, держится мораль наших современников. Именно она является основным стержнем человеческой личности.

- Мораль – в природе человеческой. Её нормы устойчивы и вечны. Действительно, что можно противопоставить заповеди «не укради» или «не лжесвидетельствуй»? Но это – одна сторона вопроса. Вторая же состоит в том, что ещё очень многие люди настроены к религии равнодушно или даже враждебно. Они считают веру данью моде и признаком невежества. Некоторые считают монастыри рассадником мракобесия, отличающимся от всевозможных сект только тем, что общины монахов не преследуются государством…

— Такое отношение к религии идёт от пренебрежительного отношения к культуре вообще и незнания истории в частности. Кто в старину переписывал книги? Или занимался генетикой и селекцией?

В средневековых православных и католических монастырях было известно около трёхсот сортов яблок и производились почти все лекарственные препараты, используемые в тогдашней медицине. Я уже не говорю об эстетике церковного слова и пения, живописи, архитектуре, которыми мы восхищаемся до сих пор. Не стоит забывать и роль, которую играла Церковь в политической истории России. Скажем, в период феодальной раздробленности она выступала против междоусобиц. Она вдохновляла на борьбу с иноземными захватчиками. Святой Сергий Радонежский был вдохновителем победы на Куликовом поле, митрополит Филарет бесстрашно обличал жестокости Ивана Грозного. В годы Великой Отечественной войны Сталин, понимая мощный патриотический и нравственный потенциал, имеющийся в традиционных для России христианстве и исламе, снял запреты, наложенные на деятельность священников этих конфессий. И сегодня их роль крайне важна в деле создания гражданского общества

- Я согласен с Вами. Но я не уверен, что такое же мнение будет у людей, едва сводящих концы с концами. Они озабочены проблемой собственного выживания. На что им надеяться, когда реальность разбивает в прах любой жизненной замысел?

— Спасибо за этот вопрос и реалистичное понимание ситуации. Не стоит пребывать в легковесном оптимизме. Для простого человека нынешняя жизнь трудна. И для того, чтобы сделать её легче, всем структурам государственной власти необходимо напряжённо трудиться. Государство обязано помогать тем, кто в силу не зависящих от них причин не в состоянии обеспечить себя. Для тех же, кто работает, надо создавать такие экономические условия, при которых их деятельность имела бы экономический смысл и была бы рентабельной.

Вместе с тем, отталкиваясь от темы нашего , я хотел бы сказать, что поддержка государства, какой бы сильной она ни была, не может решить всех личных проблем человека, если у него не будет веры в возможность выстроить собственное будущее с помощью своей семьи и детей. В Библии говорится о том, что хорошо воспитанные дети – залог счастливой старости. Без любимых близких вообще теряется сам смысл человеческого существования.

Семья – своеобразное место встречи поколений, от деда до внука, где дети учатся нравственности и взаимоподдержке в трудных ситуациях. В ней воспитываются вера, любовь, ответственность за свои поступки, справедливость и уважение к закону.

В Барнауле таких семей очень много среди прихожан православных и католических приходов, в мусульманской мечети и протестантских общинах.

- Владимир Николаевич, мне приходилось слышать о Вашем увлечении военной историей. Почему – история, а не что-то техническое? Вы ведь по образованию инженер-строитель…

— Я бы не стал называть военную историю своим увлечением. Скорее, это просто интерес. В молодости я служил на Тихоокеанском флоте, на эскадренном миноносце «Вразумительный» и в редкие свободные часы читал разные книги по истории российских армии и флота, которая полна замечательными примерами отваги, верности присяге и беззаветной любви к Родине. У российского офицерства – совершенно особая роль в истории нашего государства. Именно офицеры были основой отечественной культуры. Вспомните Державина, декабристов, Лермонтова, Глинку, Достоевского, Толстого, Пржевальского, Жуковского, Пирогова, Бехтерева и многих других. Практически во всех областях науки, техники, литературы и искусства офицеры России оставили глубокий след. Это наследие – мощное подспорье в нравственном и патриотическом воспитании молодёжи

- А каких полководцев Вы считаете особо выдающимися?

— Суворова, Кутузова, Бонапарта и Георгия Жукова.

- Ваше любимое изречение об офицерах ?

— Герой Отечественной войны 1812 года знаменитый поэт-генерал Денис Давыдов однажды так написал о сослуживцах-офицерах: «Наши души принадлежит Богу, тело – Отечеству, сердце – даме, а честь – никому». Лучше не скажешь.

- А какая христианская мысль особенно Вам близка?

— Православный святой Серафим Саровский однажды сказал, что надо держать руки в труде, а Бога в сердце.

- Похожее высказывание есть и у Франциска Ассизского.

— Это ещё раз говорит о единстве христианской нравственности у католиков и православных

- Что, на Ваш взгляд, является главным в работе руководителя?

— Умение мыслить. Оно – самое важное в любой деятельности. Это значит, решая те или иные проблемы, уметь организовывать конструктивный диалог, который является залогом прогресса и успеха в любом деле.

Беседу вёл Михаил Попенко,
член Совета прихода католической общины
г. Новоалтайска

Биографическая справка:

Владимир Николаевич Колганов родился 25 июня 1947 года в посёлке Гродеково Приморского края, в семье военнослужащего. С 1954 года живёт в Барнауле.

В 1966—1969 годах проходил службу в Тихоокеанском флоте на эскадренном миноносце «Вразумительный». Закончил Барнаульский строительный техникум и Алтайский политехнический институт. Прошёл путь от помощника мастера ремонтно-строительного цеха Алтайского котельного завода до главы города Барнаула.

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна