Казахстан: между мирным сосуществованием и угрозой терроризма

Казахстан: между мирным сосуществованием и угрозой терроризма

Каждый месяц Святейший Отец формулирует особые молитвенные нужды Церкви, приглашая всех верующих присоединиться к молитве. Молитвенные нужды Церкви на ноябрь месяц сопроводил видеопосланием, обращаясь к верным с просьбой молиться о Церкви в Азии: «Помолимся о христианах в Азии, дабы они содействовали диалогу, миру и взаимопониманию, прежде всего с последователями других религий».

Священник из Милана Эдоардо Канетта, много лет проработавший в Казахстане, рассказал в интервью агентству «Fides», чем живет поместная в этой азиатской стране. « имеет традицию абсолютно мирного религиозного сожительства, — рассказал дон Канетта. – Если сегодня делается активный политический выбор контроля над религиями, то это потому, что есть страх перед подстрекателями, часто зарубежными, которые финансируют строительство больших мечетей». «Таким образом, чтобы соблюсти внешнее равенство, казахстанское правительство держит под контролем также и все другие религии», — поясняет миссионер. В 2011 году в стране был принят закон, согласно которому «нельзя проводить богослужения в местах, не согласованных с государством, например, нельзя организовывать процессии или литургии за пределами территории храма. Кроме того, были установлены телекамеры в различных местах культа, чтобы в случае насилия или покушения можно было идентифицировать возможных виновников».

Эта тенденция, по словам миссионера, представляет собой шаг назад: после обретения независимости в 1991 году стало «модным» исповедовать какую-либо веру, и это было ответом на насаждение атеизма коммунистическим режимом. Но религиозная принадлежность в любом случае считалась второстепенной по сравнению с национальным элементом. Показательно, что во время соцопроса 1995 года 70 процентов респондентов заявили, что не верят в Бога, но в то же время 50 процентов назвали себя мусульманами. «В Казахстане атеист русского происхождения чувствует формальную принадлежность к Православной Церкви, казах называет себя мусульманином, немец или поляк католиком и так далее», — пояснил дон Канетта. При этом сложном переплетении национальностей и религий «сосуществование было всегда абсолютно мирным». «Когда я, генеральный викарий всей центральной Азии на протяжении пяти лет, открывал новый приход, я часто был гостем местного муллы». С другой стороны, казахский ислам происходит от умеренной традиции. В начале он был отвергнут местными кочевниками, а затем был принят – только в 14 веке. На территории распространился ислам, основанный на молитвах на казахском языке, и он включает также не характерное для ислама почитание умерших. Гражданский и уголовный кодекс не соответствуют шариату, например, среди прочего, он предусматривает возможность крещения.

«После распада Советского Союза, — рассказывает итальянский священник, — прибыли проповедники из Саудовской Аравии и стали утверждать, что это не настоящий ислам. Поэтому сегодня идут дебаты между теми, кто защищает казахскую традицию, и так называемыми фундаменталистами. Но когда идет речь об исламском фундаментализме, то, разумеется, необходимо полностью отличать его от терроризма: именно он тревожит государство. Ведь в Средней Азии, так же как и в европейских странах, есть боевики-иностранцы». Это подтверждают и анаграфические данные виновников недавних терактов: именно из этого региона происходили авторы терактов в Нью-Йорке, Стокгольме и Стамбуле, а также один из малолетних киллеров на видео, распространенном «Исламским государством» в августе 2016 года.

 

(На фото — католический кафедральный собор в Астане)

 

Источник: Радио Ватикана

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна