Кардинал Бёрк предостерегает от чрезмерного использования сослужения

Кардинал Рэймонд Бёрк считает, что «чрезмерное» использование сослужения – практики, когда священники служат Мессу вместе – может привести к тому, что их уникальная роль в священной литургии будет не столь очевидна.

«Я не думаю, что следует чрезмерно поощрять сослужение, ведь нормой является, чтобы каждый отдельный священник приносил жертвоприношение Мессы», – сказал глава Верховного суда Апостольской сигнатуры в интервью CNA 9 июля.

«Если это повторяется слишком часто, в нем может развиться ощущение, будто он является лишь еще одним из участников, вместо того чтобы быть действительно священником, совершающим Мессу».

Один из наиболее высокопоставленных американских прелатов в Католической Церкви дал интервью агентству CNA после своего выступления на международной литургической конференции в ирландском городе Корке. Трехдневное мероприятие, организованное Католическим литургическим обществом св. Колмана, было посвящено теме «Священнопразднование Евхаристии: Жертвоприношение и Причастие» (“Celebrating the Eucharist: Sacrifice and Communion”).

Бывший архиепископ Сент-Луиса обеспокоен тем, что, хотя действие священника является чем-то особым, «может показаться, что он участвует в Мессе таким же самым образом, как и всё собрание», если он слишком часто использует сослужение. «Это опасность, которую я вижу в чрезмерно частом сослужении», – сказал кардинал.

Предупреждение кардинала Бёрка вторит словам, сказанным недавно главой ватиканской Конгрегации Богослужения и Таинств кардиналом Антонио Каньисаресом. Выступая 5 марта в университете Святого Креста в Риме, он сказал собравшимся, что «распространение возможности сослужения следует сдерживать, как мы сами можем убедиться, читая тексты (Второго Ватиканского) Собора».

Кардинал Каньисарес пояснил, что сослужение «является экстраординарным, торжественным и публичным обрядом, как правило, возглавляемым епископом или его делегатом», окруженным его священниками и всей общиной. Напротив, «ежедневное сослужение одних лишь священников, совершаемое “приватно” … не является частью латинской литургической традиции», – сказал он.

В своем пространном интервью кардинал Бёрк также указал на причины, по которым священник не должен добавлять свои собственные слова или молитвы в ходе Мессы, поскольку он является «служителем обряда», а «не главным действующим лицом, которым является Христос».

«Поэтому абсолютно неверно, когда священник думает: “А как я могу сделать это поинтереснее?” или “Как я могу сделать это лучше?” – сказал он.

Он также отметил, что Кодекс канонического права 1917 года (в настоящее время замененный новым кодексом, изданным в 1983 году) явно говорит о том, что «священник должен тщательно и благочестиво соблюдать рубрики своих литургических книг, остерегаясь добавлять иные обряды или молитвы по собственному суждению».

«Какой образ мыслей должен быть у меня, чтобы я вообразил, будто я могу что-то улучшить в литургии, которая передавалась в Церкви на протяжении веков? Это абсурд», – заявил кардинал Бёрк.

Подобным образом кардинал одобрительно отозвался о ясном указании Кодекса 1917 года, гласящем, что священник в состоянии смертного греха должен воздерживаться от совершения Мессы, «пока он сам не приступит к таинству исповеди»; либо, в отсутствие исповедника, сделает это при первой же возможности – если есть неотложная необходимость отслужить Мессу и он «совершил акт совершенного раскаяния».

«Да, этот канон, который был в кодексе 1917 года, был попросту изъят, но я считаю, что его следует вернуть, поскольку понятие «быть достойным» в наибольшей степени относится к священнику, совершающему жертвоприношение», – сказал кардинал.

64-летний прелат из Висконсина в настоящее время живет в Риме и является близким соратником Папы Бенедикта XVI. Так же, как и нынешний Понтифик, кардинал Бёрк уверен, что любая реформа священной литургии «должна быть укоренена в учении Второго Ватиканского Вселенского Собора» и «надежно связана с традицией» Церкви.

Это означает избегать или устранять различные нововведения, включая регулярные «причастные служения», проводимые мирянами или монашествующими всякий раз, когда священник не может отслужить в приходе воскресную Мессу.

«Это не хорошо для народа регулярно участвовать в подобного рода служениях по воскресеньям, потому что они теряют чувство того, что Святейшее Таинство, Святое Причастие происходит от жертвоприношения», – пояснил он.

Кардинал вспомнил первые годы своего служения в епископском сане, когда он настаивал, чтобы в приходах были восстановлены еженедельные Мессы, а некоторые прихожане говорили ему, что они предпочитают «диаконские Мессы» или «сестринские Мессы».

Злоупотребление такими служениями, по мнению кардинала, может также препятствовать появлению священнических призваний, поскольку отделение Евхаристии «от призвания и миссии священника, которые, в первую очередь, заключаются в совершении святого Жертвоприношения Мессы», означает, что молодой человек, призванный к священству, «больше не видит перед своими глазами идентичности своего призвания». Как следствие, количество призваний «резко падает».

Глава церковного правосудия также считает, что существует прямая взаимосвязь между «нерешительностью» в наложении канонических прещений в предыдущие десятилетия и «злоупотреблениями и нарушениями церковного права», которые происходили в области литургии.

Он пояснил, что такие наказания являются «в первую очередь, врачующими», помогающими «обратить внимание человека на тяжесть того, что он совершает, и призвать его вернуться».

«Наказания необходимы», – сказал он.

«Если на протяжении двадцати веков жизни Церкви всегда была необходимость в санкциях, почему в наш век мы вдруг решили, что в них нет нужды? Это также абсурд».

Перевод: Presbyter.ru

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна