К 20-летию религиозной свободы: Новосибирская предсеминария

Владыка Иосиф Верт в своем интервью «СКГ» одним из главных своих достижений за двадцать лет служения в сане епископа назвал учреждение духовной предсеминарии. О прошлом и настоящем этого учебного заведения, а также о ближайших перспективах рассказывает его нынешний ректор о. Майкл Десджардинс, SJ.

Решение об открытии в Новосибирске епархиальной для подготовки столь необходимых возрождающейся Католической Церкви священников было принято епископом Иосифом Вертом летом 1993 г., а официальный «день ее рождения» приходится на 15 октября того же года. Сразу же возникло множество организационных проблем, самая главная из которых, пожалуй, – нехватка квалифицированных преподавателей, удовлетворяющих требуемому уровню подготовки будущих священнослужителей. Именно поэтому в конце концов остановились на предсеминарии – двухгодичном подготовительном курсе для тех, кто всерьез думает о священстве. Высшая же духовная семинария была открыта в Москве, а позднее переведена в Санкт-Петербург.

Подобный опыт есть и в других странах, но представлен он в разных формах. Иногда юноши, стремящиеся к поступлению в семинарию, в течение года или двух встречаются с духовником, ездят на специальные духовные упражнения. В других случаях для этого предусмотрены специальные дома и общежития. Специфика же России – в ее огромных расстояниях. В Европе епархия – это один город с окрестностями, а потому кандидатов на поступление в семинарию можно легко собирать по нескольку раз в месяц. У нас же – бескрайние просторы, а значит, подготовка может осуществляться лишь в условиях стационара. Еще одна особенность – насильственно прерванная католическая традиция. Среди желающих стать католическими священниками значительный процент составляют неофиты, и им требуется время, чтобы проверить основательность своего обращения и твердость намерений посвятить себя служению Богу. Молодые люди имеют возможность узнать, не ошиблись ли они в своем призвании. Ведь самоотречение, предоставление себя в распоряжение других людей (Народа Божия), которое и составляет суть священнического служения, – дело очень нелегкое, требующее великой ответственности. Еще нужно учесть, что большинство нашей молодежи не прошло «курса религии в школе», т.е. никогда не изучало систематически Катехизис, Библию, латинский язык… Этот пробел необходимо восполнить.

Сначала новосибирская предсеминария располагалась в частном доме. Первым ее ректором был о. Александр Кан, а его заместителем – о. Янез Михельчич, приехавший в Сибирь из Японии на время отпуска. Оба – иезуиты. А с февраля 1994 г. к работе в предсеминарии приступил и я, став ее духовным отцом.
Тогда, в начале 90-х, нам всем пришлось решать много практических проблем. В первый год у нас было всего четыре воспитанника, двое из которых впоследствии стали священниками.
В 1997 г. условия для работы предсеминарии значительно улучшились: она переехала в здание по соседству с Кафедральным собором. Ныне оно уже снесено, а предсеминария размещается в здании рядом.

День наших воспитанников очень насыщен. Кроме религиозных предметов (изучение Катехизиса Католической Церкви, введение в библеистику, Церкви), большое внимание уделяется гуманитарным дисциплинам (русский язык и литература, России, латинский язык и иностранные языки). Это потому, что чаще всего к нам приходят люди с техническим образованием, а священнику, помимо специальных познаний, необходима высокая гуманитарная культура. Разумеется, программа предсеминарии – это не только учеба. Особое внимание уделяется духовной формации через участие в ежедневной Мессе, проведение духовных размышлений, медитаций, испытания совести. Раз в год проводятся восьмидневные духовные упражнения. Режим дня у нас – «семинарский». Подъем – в шесть утра, отбой – в десять вечера. Для всех воспитанников обязательна работа по дому и участие в социальной работе – с бездомными, в доме престарелых, доме сестер Матери Терезы.
Летом у нас предусмотрена месячная практика под руководством настоятеля того или иного прихода. Работа – самая разная, от проведения катехизации, занятий с детьми и молодежью до уборки храмовой территории и участия в ремонте храма.

Наши воспитанники – очень разные люди с разным уровнем образования, разного возраста. Диапазон возрастов за прошедшие годы – от шестнадцати до сорока пяти лет. Большинство – с высшим или средним специальным образованием. Сам я убежден, что оптимальный вариант, это когда молодой человек перед поступлением в предсеминарию уже получил светскую специальность. Хотя были у нас и счастливые исключения: есть такие юноши, которые пришли к нам сразу после средней школы, а потом стали прекрасными священниками.
Оглядываясь назад, могу сказать, что через нашу предсеминарию прошло более полутора сотен человек. Большинство из них священниками не стало, но мне хочется надеяться, что время, проведенное в ее стенах, не было потеряно напрасно. Кому-то оно помогло оценить подлинность своего , и они отказались от дальнейших планов по поступлению в семинарию в Санкт-Петербурге. Другим оно помогло стать сознательными католиками-мирянами, привило им вкус к духовной жизни. В сущности, та школа молитвы, которой является предсеминария, полезна всем без исключения верующим. Поскольку мы – ее руководители – являемся иезуитами, то предлагаем нашим воспитанникам игнатианскую духовность. Между прочим, св. Игнатий Лойола впервые стал преподавать свои духовные упражнения именно мирянам. В сущности же, игнатианская духовность вполне универсальна, предназначена как для священников, так и для мирян. Любой приобщившийся к ней человек сможет затем строить свою жизнь на этом прочном фундаменте, даже если и не станет священником.

Я убежден, что нам необходимо постоянно анализировать наш прошлый опыт, причем делать это вместе с преподавателями. От этого непосредственно зависят наши дальнейшие перспективы. Хочу еще с удовлетворением отметить улучшение наших связей с высшей семинарией в Санкт-Петербурге. После того, как ее ректором стал монсеньор Пьетро Скалини, наше сотрудничество вышло на новый уровень.

Что нужно, чтобы поступить в предсеминарию? Конечно же, быть мужчиной… Иметь образование не ниже среднего… Самое же главное – иметь желание служить Богу и народу Божию, искать именно служения, а не себя самого. Обязательными являются и рекомендации от своего епископа и приходского настоятеля.

А вот как вспоминают о времени, проведенном в Новосибирской предсеминарии, ее выпускники:

Предсеминария в Новосибирске – маленькая семья

Многие из семинаристов Высшей духовной семинарии начинали свой путь в Новосибирской предсеминарии. Совсем недавно она располагалась в небольшом трехэтажном здании, практически в центре города.
Обучение в предсеминарии длится два года. За это время человек не только изучает такие науки, как история Церкви, литература, иностранные языки и многое другое, но и пытается узнать Христа, найти Его в своей жизни, стремится распознать свое призвание и понять, хочет ли Бог, чтобы человек полностью отдал Ему свою жизнь в священническом служении.
На самом деле, рассказать о том, как чувствуешь и переживаешь призыв Христа – практически невозможно. Нет таких слов, которыми можно описать ту силу, которая заставляет человека отречься от мира и двигаться за призывом Господа! Это всё пытается осознать и осмыслить человек в предсеминарии, и, конечно, два года есть лишь малая часть всего пути. Поэтому необходимо интенсивно работать над собой, наблюдая за своим внутренним миром, и именно для такой работы в предсеминарии выделяется много времени.
В предсеминарии работают монахи из Общества Иисуса, поэтому и духовность преподносится игнатианская – но это не означает, что человек живет как иезуит. Игнатианская духовность и хороша тем, что человек приобретает свой личный опыт отношений с Богом.
Распорядок дня практически не отличается от распорядка в Петербуржской семинарии, за исключением нескольких элементов. Даже выделенное для молитвы время одинаковое. В предсеминарии, хотя она и имеет подготовительный характер, ее воспитанники живут, учатся и молятся как семинаристы. Завтрак и ужин семинаристы готовят самостоятельно, а в выходные – и обед, так что всем предоставляется неплохой шанс проявить себя на кухне. По средам предсеминаристы посещают дом сестер Матери Терезы, где ухаживают за инвалидами, а также помогают по хозяйству. А по субботам они посещают городской дом престарелых, который нуждается в помощи добровольцев. Конечно же, и в самой семинарии тоже есть послушания. После вечерней молитвы и ужина можно посмотреть новости по телевизору, а по субботам организовывается общий просмотр фильмов. В общем, есть время и для работы, и для отдыха. Да и сама семинарская атмосфера дает возможность всей общине учиться, молиться и работать вместе, сохраняя при этом семейную обстановку, которая весьма благоприятна для работы над собой.
Еще одна важная причина, по которой необходимо пройти курс предсеминарии, – жизнь в общине и знакомство с Церковью. Как первого, так и второго многие воспитанники до момента поступления не видели и не знали. Здесь человек приобретает опыт общинной жизни в кругу своих братьев во Христе, а это – неплохой урок, который учит находить общий язык с людьми, находящимися рядом на протяжении всего периода обучения.
Предсеминария располагалась до недавнего времени (и располагается теперь – прим. ред.) у Кафедрального собора, где ее воспитанники имеют возможность участвовать в литургической жизни Церкви. Некоторые из них приехали из маленьких приходов, где зачастую даже не было постоянного священника, вследствие чего не существовало возможности участия во многих богослужениях, установленных Церковью на определенные дни или периоды литургического года. Например, богослужения на кладбище в День всех усопших верных, процессии со Святыми Дарами и т.д. Иногда даже Крестный путь во время Великого Поста становился для некоторых из нас новым опытом.
Выпускник предсеминарии входит в общину Высшей духовной семинарии с духовным фундаментом, на который он может опереться. Это делает его более устойчивым в новых условиях, несмотря на то, что впереди его ждет еще больше нового, больше новых людей и новых традиций. Но если человек сумел получить плоды от предсеминарии, то всё новое, что его ждет, – это одни только дары Господа Бога, помогающие исполнять Его волю.

Илья Мотырин,
выпускник Новосибирской предсеминарии,
воспитанник Петербургской высшей духовной семинарии
СКГ № 4/2008 г.

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна