Исполнилось 140 лет со дня рождения автора самой известной в мире рождественской песни

Исполнилось 140 лет со дня рождения автора самой известной в мире рождественской песни

13 января 1877 года в селе Монастырок, теперь Немировский район Винницкой области, родился Николай Леонтович, автор всемирно известной рождественской «Щедрык», сообщает РИСУ со ссылкой на портал Gazeta ua.

Он написал эту колядку в 1901 году. Впервые она была исполнена в 1916 году хором Киевского университета. С тех пор ее стали массово петь другие коллективы. 5 октября 1921 года «Щедрык» был представлен на концерте в Carnegie Hall в Нью-Йорке. В 1936 году композитор Петр Вильховский, работавший на радио NBC, записал английскую версию «Carol of the Bells». Под этим названием мелодия украинского «Щедрыка» стала всемирно известной. звучала в сериалах «Южный парк», «Симпсоны», «Гриффины», «Субботний вечер в прямом эфире», «Менталист», в фильмах «Гарри Поттер», «Один дома», «У зеркала два лица», «Крепкий орешек-2», «Семейка Адамсов», «Крампус». «Carol of the Bells» стала одним из самых популярных произведений, которые исполнил американский виолончелист Стивен Нельсон из The piano guys, имеет 27 млн просмотров на YouTube.

Отец, дед и прадед композитора были священниками. Он же решил отказаться от принятия сана. И после Каменец-Подольской духовной семинарии становится учителем двухклассной школы в Чукове (теперь Немировский район Украины). Играя на скрипке и флейте, Николай Леонтович основывает школьный оркестр, а также делает переработки музыкальных произведений для детского исполнения. Все свои средства учитель тратит на музыкальные инструменты для учащихся: покупает пять скрипок, виолончель, флейту, корнет и тромбон. При месячной зарплате 27 руб. за каждый инструмент он отдает по 25–40.

«Крестьяне собирались послушать наш музыкальный кружок в саду школы, – писал в воспоминаниях композитор. – Здесь было даже достаточно хорошее помещение для музыкантов – что-то вроде «раковины», сбитой из досок. Публика знала в лицо и по фамилии каждого оркестрового музыканта, имея определенные сведения о том, как называется его инструмент и чего стоит игра отдельных «артистов». Каждый новый успех ученика крестьяне замечали и отмечали в своих репликах: «А он все-таки научился играть на флейте: смотри, как красиво высвистывает».

После Чукова Леонтович работал также в нынешнем Бахмуте на Донбассе, Тульчине на Виннитчини и в Киеве.

«Леонтович внешне выделялся своей утонченностью. Не любил носить служебную форму и все казенное, – пишет в очерке «Из страниц прошлого» дирижер Николай Покровский, знавший композитора по совместной работе в Тульчине. – Во время выступлений всем своим видом уже настраивал и исполнителей и зал. Одетый в темную визитку, рубашку с твердым стоячим воротником и хорошим галстуком, он, худощавый и стройный, с высоким лбом и черной бородкой-эспаньолкой и коротко подстриженными усами, будто возвышался над стихией нежных звуков. Николай Дмитриевич стойко боролся с нелегкой жизнью учителя пения того времени. Его семья едва сводила концы с концами. Но он редко бывал печальным и мрачным, всегда шутил и надеялся на лучшие времена».


Первая запись щедривки:

 

Современное исполнение:

 

В исполнении хора им. Г.Веревки (Киев, 2011 год):

Print Friendly
vavicon
При использовании материалов сайта ссылка на «Сибирскую католическую газету» © обязательна